21.05.2008 | 11:36

"Самураи. Сокровища воинской знати Японии" в Кремле

Национальное достояние Японии в выставочных залах Московского Кремля. Сегодня в столице открывается выставка "Самураи. Сокровища воинской знати Японии". В экспозиции представлено семьдесят раритетов, которые дают представление о грандиозном периоде японской истории и культуры, начиная с Х и до начала ХХ века. Большинство экспонатов имеют особый статус и редко покидают Страну восходящего солнца. О подготовке выставки рассказывают "Новости культуры".

Выставка "Самураи. Сокровища воинской знати Японии" занимает особое место в долгосрочном проекте Музеев Кремля, который называется "Королевские и императорские сокровищницы". "Традиционное европейское и, в общем-то, русское представление о сокровищах – это золото, драгоценные камни. А в Японии понимание сокровища совсем другое", – поясняет заместитель директора музеев Московского Кремля Зельфира Трегулова.

Для того, кто следует кодексу бусидо – то есть идет по пути воина, – главным сокровищем является меч. В мече главное – клинок, а в клинке – хамон (так называется узор на лезвии). "Меч – это душа воина. Внешне один японский меч мало отличается от другого. Для того, чтобы постичь его особую красоту, нужно созерцать хамон", – рассказывает куратор выставки Кадзутоси Харада.

"У этого меча традиционный хамон в виде бутонов гвоздики. Один из лучших образцов. Недаром ему присвоили статус национального сокровища Японии", – замечает мастер. Легендарный меч тринадцатого века Сукэдзанэ Харада-сан кладет на покрытую белым шелком подставку. Она изображает снежную вершину Фудзи. Именно так принято экспонировать клинки в японских музеях. "Здесь все выставлено так, как это принято в Японии. Вчера Харада-сан сказал, что клинки здесь удалось показать даже лучше", – замечает куратор выставки Айнура Юсупова.

Чтобы оценить искусство ковки и рассмотреть текстуру поверхности клинка, нужен грамотно выставленный свет. Только тогда зрители, склонные к созерцанию, увидят на древних лезвиях листья и мелкие лапки, бутоны гвоздики, древесные волокна и волны прилива. Кроме исключительных по значимости, качеству и древности мечей, в выставочном зале Успенской звонницы показывают также наборы лаковых ножен, седла и воинские доспехи. "Они очень легкие и гибкие, их можно было складывать и носить в сундучке", – поясняют кураторы.

Японские доспехи делали из металлических и кожаных пластинок, прошитых шелковым шнуром. На некоторых изображено восходящее солнце. В эпоху Эдо, когда жить в Японии стало спокойнее, мастера доспехов переключились на подвижные составные игрушки. Искусство мирной жизни японской воинской знати выставлено отдельно, в Одностолпной палате Патриаршего дворца. Там можно увидеть и приданое знатных невест из самурайского клана Токугава, и одеяния, и маски театра "Но", и атрибуты чайной церемонии, и редкие образцы ткачества. Основные элементы декора, как и в шлифовке клинков, – природные. Хризантемы и цветы павлинии встречаются и на шлемах воинов, и в нарядах дам, а вышитые на платьях морские берега с рыбацкими сетями и увитые плющом изгороди отсылают к сюжетам японских гравюр.

Кажется, что семьдесят экспонатов на два музейных зала – это не так много, но ведь уникальным и исключительным предметам японской культуры требуется воздух.
Читайте также: Алексей Левыкин о выставке "Самураи. Сокровища воинской знати Японии"
Токийский музей представил в Москве 70 раритетов