21.05.2008 | 12:25

Скрипки из города Кремона. Выставка Лауры Феррацци и Луиджи Дайнези

"У него ухо музыканта и рука резчика" – так говорили о великом итальянском скрипичном мастере из Кремоны Антонио Страдивари. Скрипка его работы, принадлежавшая когда-то Давиду Ойстраху, хранится в Государственном музее музыкальной культуры имени Глинки. Этот уникальный инструмент звучит лишь по особым случаям – как, например, открытие выставки итальянских художников Лауры Феррацци и Луиджи Дайнези. О великом мастере, его скрипке, а также о живописи, вдохновленной музыкой рассказывают "Новости культуры".

Голос скрипки Страдивари – глубокий, гибкий, свободный и певучий. Она поет, словно девушка на площади в Кремоне. "Ее особая черта – это неповторимый тембр, ее уникальный тембр. Краска звука, которая чем-то отличается – каким-то смешением частот, какой-то своей неповторимой изюминкой", – замечает скрипач Алексей Бруни.

Антонио Страдивари, Николо Амати, Джузеппе Гварнери – Кремона всегда славилась своими скрипичными мастерами, и сегодня там работают сто пятьдесят профессионалов высочайшего класса. "В Кремоне практически нет ни одной улицы, чтобы на ней не было скрипичной мастерской. Но для нас, кремонцев, Антонио Страдивари – это имя номер один среди скрипичных мастеров всего мира. Для нас это миф, и это человек, с именем которого мы живем", – говорит художник Луиджи Дайнези.

Музыка – вот главная тема в работах Лауры Феррацци и Луиджи Дайнези. "Скрипка", "Урок музыки", "Струнный оркестр" – названия картин говорят сами за себя. Конечно же, художники не могли обойти своим вниманием ни скрипичных мастеров, ни фигуру самого Антонио Страдивари. "У нас нет достоверного портрета Страдивари. Есть предположение, что его изображение есть на групповом портрете, который находится в одной из кремонских церквей, но это только предположение. И меня всегда волновал таинственный образ этого человека, оставившего свои работы, но не оставившего своего лица", – признается Лаура Феррацци. Больше всего она любит работать на деревянной доске. Порой под тонким слоем краски на ней видны небольшие шероховатости, но они не мешают художнице. Лаура считает, что именно дерево лучше всего подчеркивает фактуру произведения.

Работы итальянских художников соседствуют со струнными инструментами из коллекции музея. Среди них – скрипка работы чешского мастера начала двадцатого века Евгения Витачека и инструменты лауреата Первого конкурса скрипичных мастеров имени Страдивари Бориса Горшкова. Как и положено скрипичному мастеру, у него есть немало своих секретов, в том числе – приготовления лака. "У меня даже есть письмо одного кремонского мастера, который просил поделиться с ним рецептом моего лака", – гордится Борис Горшков.

Раньше скрипка Страдивари была в Музее музыкальной культуры имени Глинки единственным экспонатом из итальянского города Кремона. Теперь появились и другие – двадцать работ Лауры Феррацци и Луиджи Дайнези. Итальянские художники передали их в дар музею.