21.05.2008 | 14:51

Русский оркестр имени Андреева отмечает 120-летие

Государственный академический русский оркестр имени Андреева (бывший Императорский Великорусский оркестр) отмечает в этом году 120-летие. Коллектив был создан выдающимся музыкантом-просветителем Василием Андреевым. Его целью было создание оркестра народных инструментов, построенного по принципу симфонического. Мечта маэстро сбылась: сегодня оркестру под руководством Дмитрия Хохлова под силу исполнение программы любой сложности – от популярных народных мелодий до произведений мировой классики. О репетиции юбилейного концерта в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии рассказывают "Новости культуры".

"Вот есть один бурдон, второй, третий. Постоянно тянущийся звук. Отчего говорят: "Волынку тянуть"? Вот он тянется, тянется..." – рассказывает солист оркестра Владимир Фонин. "Коза", или "русская волынка" – это не единственный редкий инструмент в Оркестре имени Андреева. Музыканты умеют играть на акарине и бурдоне. Парадокс: русские народные инструменты стали экзотикой у себя на родине. Их названия знакомы лишь меломанам, а вот за границей – наоборот. "Экзотикой уже на Западе сыты. То есть они очень много видели коллективов и танцевальных, и фольклорных, и в костюмах. Этим их не удивишь. Их удивляет, что на этих инструментах играется хорошая музыка", – замечает художественный руководитель оркестра Дмитрий Хохлов.

Хорошая музыка – значит, классическая. Это единственный в мире оркестр народных инструментов, который исполняет симфоническую музыку. Стравинский – на балалайке, а Гречанинов – на гуслях. После войны в Ленинграде не осталось редких инструментов. Некоторые были эвакуированы, а остальные сожгли. Те, на которых сегодня играют музыканты оркестра, были спасены чудом. "Их просто реставрировали, собрали. Там ничего, там сохранилась только дека, и две или три струны было. И вот я это нашла. Был такой человек – энтузиаст народного дела. Он спас во время войны", – рассказывает солистка оркестра Наталья Сорокина.

Сто двадцать лет назад дворянин Василий Андреев решил соединить "фрак и балалайку". В своем имении он увидел крестьянина со странным инструментом в руках, у которого корпус был из елки, а струны – из говяжьих жил. "Как ни странно, материал остался прежним. Просто он стал более усовершенствованным, более упорядоченным. Как правило, дека основная делается из ели. Корпуса делают разные: вот это – груша. Бывает клен, бывает палисандр", – поясняет солист Александр Щепицин.

В их юбилейном марафоне планируются десятки концертов. Они мечтают об одном – иметь собственный дом. Пока оркестр вынужден арендовать углы для репетиций и собирать друзей в чужих залах. Исполнения мечты ждут давно, но не отчаиваются. Музыканты знают, что они могут сделать невозможное.