23.05.2008 | 13:14

О сегодняшнем дне усадьбы Морозова в Москве

Городская усадьба Морозова в Москве была построена в XIX веке. В ее строительстве и оформлении в разные годы принимали участие самые прославленные зодчие эпохи: Чичагов, Шехтель, Бондаренко. Витражи, мозаики и панно создал сам Михаил Врубель. Хозяин особняка – сын знаменитого купца Викулы Морозова – мечтал со временем превратить свой дом в музей. О сегодняшнем дне памятника городской архитектуры рассказывают "Новости культуры".

Вестибюль в египетском стиле, приемная и кабинет – в готическом, гостиная – в стиле модерн. Каждый зал представляет целую эпоху. Такая игра со стилями – дань моде конца XIX века. Архитектор Чичагов выстроил двухэтажный особняк Морозова за два года, а вот на оформление интерьеров понадобились почти два десятилетия. Автором декора комнат в стиле французского барокко и английской готики на первом этаже был архитектор Шехтель. Печь для комнаты в русском стиле создал Врубель. За сто с лишним лет существования этого дома эту печь ни разу не топили. "Это был муляж, поскольку в доме было калориферное отопление, и там имитация изразцов восковыми красками. Если бы ее затопили, то все краски просто бы потекли", – замечает эксперт объектов культурного наследия Галина Науменко.

Врубель также выполнил витражи в двухсветном холле. По мнению экспертов, убранство залов особняка Морозова подлинно на семьдесят процентов. "Уникальной здесь является позолота потолка. Если вы обратите внимание, она вся цветная. Цвет позолоты зависит от цвета лака, который находится под позолотой", – поясняет архитектор Наталия Сафонцева.

В особняке сохранились венецианские зеркала, камин из яшмы, французские гобелены, созданные специально для зала в стиле французского барокко. На одном из гобеленов есть небольшое отверстие Говорят, это след от пули эпохи революции. От других эпох сохранились бра и люстра из метро. Кроме того, там есть настоящий раритет – старинный световой фонарь. "Этот зал требует срочной реставрации. Он еле дышит. Если посмотреть на потолок, там много трещин, а всю эту лепнину с уникальной цветной позолотой очень тяжело восстанавливать", – добавляет Наталия Сафонцева.

Чем дальше, тем сложнее реставраторам будет сохранить красоту старинных интерьеров, увидеть которые посетители могут лишь два раза в год – в дни исторического и культурного наследия.