23.05.2008 | 19:37

О проблемах памятников конструктивизма в Петербурге

Из всех российских памятников истории и культуры, которых насчитывается почти девяносто тысяч, две трети нуждаются в реставрации. Такие данные обнародовали сегодня в Нижнем Новгороде представители Россвязьохранкультуры. Пятнадцать процентов памятников находятся на грани гибели. Пока общество продолжает обсуждать пути решения проблемы, реестр культурного наследия страны катастрофически сокращается. Утраты преследуют не только малые города России. Петербург – сокровищница архитектурных шедевров, музей под открытым небом – стремительно меняет свой облик. Время и равнодушие настигло уже здания эпохи конструктивизма. Рассказывают "Новости культуры".

О знаменитом Дворце культуры имени Капранова на Московском проспекте теперь напоминают только фотографии. Историки архитектуры говорят, что это здание уникально. Домов культуры и клубов, построенных на рубеже 1920-х – 1930-х годов уцелело совсем мало. Дворец культуры Капранова был единственным сохранившимся зданием зодчего Михаила Рейзмана, ярким образцом ленинградской школы конструктивизма. Ни специалисты, ни общественность не были в курсе проблемы, возможность спасения объекта даже не обсуждалась. Сначала вокруг ДК вырос забор, затем памятник архитектуры местного значения снесли, чтобы на освободившейся территории моментально построить высотку.

Такая практика в Петербурге в последнее время стала уже традицией. Памятник пустует, его не ремонтируют, он ветшает, а затем его сносят. Так произошло с ДК Капранова. Между гостиницей и Московским проспектом строят стену из красного кирпича, которая будет имитировать фасад уничтоженного ДК. Официально Дворец культуры Капранова не погиб. Однако архитектура, по словам специалистов, – это не один фасад, а весь объем. "Когда сохраняют одну стену, памятник строят из новых материалов, это не реставрация. Это потеря памятника", – поясняет историк архитектуры Мария Макогонова.

В Музее истории Петербурга работают над справочником памятников архитектуры времен конструктивизма. Марии Макогоновой приходится вычеркивать из списка все больше объектов. Одним из примеров может послужить Василеостровская фабрика-кухня. Она пустовала, потом горела, а семь лет назад ее реконструировали. Теперь никто не узнает в современном здании шедевр конструктивизма. На Западе есть школа реставрации памятников архитектуры середины ХХ века, а в Петербурге этим никто не занимается, ведь гораздо проще сломать и отстроить заново. "Когда я вижу, что обносят забором памятник, я пугаюсь. Это что, реконструкция? Этот термин вообще к памятникам не применим", – утверждает Мария Макогонова.

Знаменитый Кировский райсовет, построенный по проекту конструктивиста Ноя Троцкого, со стороны площади выглядит даже ухоженным. Однако это только один из фасадов огромного комплекса. Полным ходом идут работы по реконструкции одного из флигелей, и вместо кинотеатра будет бизнес-центр. Уникальный круглый флигель – это бывшая столовая, где обедали партийцы и комсомольцы района. Почти двадцать лет он пустует и очень скоро может обрушиться. Вот тогда на этом месте вполне можно будет построить башню.