24.05.2008 | 22:27

Финишная прямая 61-го Каннского фестиваля

Завтра объявят обладателя "Золотой пальмовой ветви" - имена первых лауреатов стали известны уже сегодня. Программа "Две режиссерские недели" завершилась присуждением пяти премий. Короткометражка "Стена" бразильского режиссера Тиао – обладатель награды "Новый взгляд". "Взоры молодых" и премию "за лучший европейский фильм" получила лента бельгийского режиссера Були Ланнера "Эльдорадо". Картина француженки Клэр Симон "Бюро Бога" удостоена награды Союза драматических авторов и композиторов. Это - "золотой список" и слава Каннского фестиваля. О менее радостных и даже драматических событиях в истории форума - "Новости культуры".

Канн – это не только престиж и высшая художественная оценка, это также большая политика. Все крупнейшие события второй половины XX века проявились здесь. Холодная война и Карибский кризис, Вьетнам и Пражская весна, перестройка в Советском Союзе и падение Берлинской стены, объединение Европы и терроризм. В этом году Канны решили сделать официальный реверанс в сторону событий 40-летней давности - студенческой революции в Париже и, как следствие, срыва 21 фестиваля.

В мае 68-го Франция была охвачена волной забастовок и студенческих волнений. В это время 21-й Каннский фестиваль открылся под девизом "Запрещено запрещать". Испанский режиссер Карлос Саура и его жена Джеральдина Чаплин держали занавес, чтобы воспрепятствовать показу собственного фильма - "Мятный коктейль". Милош Форман и Ален Рене сняли свои картины с конкурса, а Луи Малль вышел из жюри. Некоторые французские кинематографисты покинули Канны, чтобы подняться на парижские баррикады.

Фестиваль 68-го года не состоялся. Но возродился через год и стал еще буржуазнее. Правда, в рамках форума по настоянию леворадикальной молодежи был создан "Двухнедельник режиссеров" - альтернативная программа, где нет официального конкурса, но участвовать в ней, порой, престижнее и коммерчески выгодней, чем во многих европейских киносмотрах.

Для организаторов фестиваля 2008 года было важно восстановить высшую историческую справедливость и показать в рамках программы "Классика Канн" фильмы, которые так и не были показаны в 68-м году. Среди них - "Анна Каренина" Александра Зархи. Французская публика, пришедшая посмотреть "Каренину", надеялась, что картину будет представлять Татьяна Самойлова, сыгравшая главную роль. Но, увы, актриса не приехала.

Как некая связь времен есть в Каннах и уголок другой Карениной - в исполнении Татьяны Друбич. Фильм Сергея Соловьева еще не вышел на экраны, но каждый желающий уже может потрогать платье главной героини, в деталях рассмотреть мундир Вронского и даже отведать русского чаю с баранками.

История сорокалетней давности, возможно, косвенно повлияла на то, как выглядит конкурсная программа в 2008-м. Отборщики сделали ставку на остросоциальные сюжеты. Так в программе появились картины откровенно леворадикальные. Яркий пример – байопик "Че" Стивена Содерберга о Че Геваре, фильм израильского режиссера Арии Фолмана "Вальс с Баширом" - необычная и очень жесткая анимация, или внеконкурсный фильм Эмира Кустурицы - "Марадона".

Ернесто Гаррато, кинокритик, (Чили): "В этом году также очень ярко выражено стремление отборщиков открыть новые территории. Они вводят в моду все латиноамериканское. Неслучайны картины из Бразилии, Аргентины. Красной нитью через все фильмы проходит остросоциальная тема борьбы маленького человека с системой".

Еще одна ярко выраженная тенденция - в этом году отборщики усиленно ищут новые имена. В стремлении открыть нового Ларса Фон Триера они даже готовы сократить привычный номенклатурный список мэтров. Типичный представитель целой плеяды режиссеров-дебютантов венгерский кинематографист Корнель Мундруццо, участвующий в официальной программе с фильмом "Дельта".

Корнель Мундруццо, режиссер (Венгрия): "В Каннах ты продвигаешься по некоторой лестнице. Сначала я участвовал в программе "Синефондейшн", а затем в "Особом взгляде" и вот дорос до основного конкурса. Здесь все консервативно, но я надеюсь, что те вопросы, которые я задаю в фильме – должен ли человек принимать условия игры общества или оставаться собой – эти проблемы не оставят равнодушным зрителей".

Джованна Грасси, критик (Италия): "Молодое поколение ждет кино, которое бы отличалось от того, что делают режиссеры поколения Вендерса. Но, что делать, если, как мне кажется, поколение Вендерса имеет более глубокий взгляд на то, что такое судьба, что такое религия, вообще глубже чувствует".

Вим Вендерс, режиссер: "Есть много фестивалей, много мест в мире, где любят кино. Но то, как бьется сердце кино, вы можете услышать только в Каннах".

Одним из фаворитов конкурсной гонки, сумевшим совместить взрослый взгляд на жизнь и свежесть художественного восприятия, считают Чарли Кауфмана и его картину "Синекдоха. Нью-Йорк" о личной драме театрального постановщика. Формально Кауфман – режиссер-дебютант. Но на самом деле во всем мире он известен как выдающийся сценарист – автор культовой картины "Быть Джоном Малковичем".

Чарли Кауманн, режиссер: "Я уже устал повторять, что у главного героя моего фильма и меня нет ничего общего. Это не про меня. Вы забываете, что не я писал сценарий. Я режиссер".

За день до закрытия фестиваля напряжение до предела закрученной интриги ощущается особенно. В кинотеатрах еще идут фильмы-участники. Но в отличие от 21-го фестиваля – этот точно состоялся.
Все материалы о фестивале>>>