26.05.2008 | 12:37

Людмила Петрушевская принимает поздравления с юбилеем

Сегодня принимает поздравления с юбилеем писательница Людмила Петрушевская. Впрочем, говорить о ней только как об авторе, совершившем революцию в русской женской прозе ХХ века, невозможно. Петрушевская пишет акварели, создает анимационные фильмы, читает рэп и даже играет в собственном кабаре. Кроме того, она не дает интервью, предпочитая рассказывать о себе в книгах, пьесах, картинах. Рассказывают "Новости культуры".

Она всегда в модельных шляпках и кокетливых нарядах. Ее мечтой с детства было стать певицей кабаре, и, наконец, Петрушевской удалось ее осуществить. Давая почитать близким свои первые литературные работы, она, тогда еще корреспондент журнала "Кругозор", очень обижалась на реакцию. "Страшилки" – этот ярлык приклеился к прозе Петрушевской надолго, а все попытки ставить ее пьесы в театрах до конца существования Советского государства заканчивались трагически.

В 1979 году спектакль "Уроки музыки" в Студенческом театре МГУ первым поставил Роман Виктюк. "Эфрос сказал тогда: "Роман, забудьте о ней. При нашей жизни она не будет поставлена никогда". И когда мы поставили, несмотря на все запреты, он написал в "Советской культуре", что это лучший спектакль за двадцать пять лет. Они чувствовали в этом спектакле такую правоту, а в самой Люсе – такого пророка, провидца на длинный период Советской власти, на эту агонию, которая уже началась, – и нужно было иметь невероятную смелость, чтобы говорить об этом", – рассказывает Виктюк.

Однако история постановки на этом не закончилась. "Уроки музыки" ушли в подполье. Этот спектакль играли на окраинах, в совершенно не приспособленных залах, но всегда с аншлагами. После просмотра, вспоминает Виктюк, зрители смотрели друг на друга и не верили в то, что они еще на свободе – после всего, что им посказали.

С тех пор пьесы Петрушевской гремели на всю страну. "Три девушки в голубом", "Квартира Коломбины", "Чинзано", "Любовь", "Песни ХХ века". "Петрушевская по-детски чувствительна, и это, пожалуй, самое главное в ней", – говорит Юрий Норштейн. Совместную работу
над "Сказкой сказок" он вспоминает с восторгом. Более половины фильма было придумано уже во время работы. Петрушевская признавалась, что на некоторых кадрах она до сих пор не может сдержаться и плачет. "Она к литературе относится абсолютно по-детски, прямым глазом. Все, что написала, это все она пережила. И даже если она пишет какой-то сказочный волшебный абсурд, это ее все", – добавляет Норштейн.

В последнее время ее главным увлечением стали сказки, в которых будильники сватаются к графинам, а у Калоши есть целое семейство. Пожилые королевы начинают бродяжничать и шалить, а старенькие сестры вдруг превращаются в маленьких девочек. Читатель верит, что так бывает, потому что в это верит автор. "Хватаешь взглядом что-то на улице и думаешь – Петрушевская, ни что иное. Она такой свой сильный мир создала, что мы знаем, в этом мире существует творчество, которое мы можем назвать объемно, во всех смыслах. Петрушевская", – убежден Юрий Норштейн.

Читайте также:
Людмила Петрушевская. Взгляд естествоиспытателя