26.05.2008 | 13:06

Алексей Арбузов. "Он любил..."

В 1919 году в Петрограде одиннадцатилетний детдомовец Алеша Арбузов увидел спектакль "Разбойники" по Шиллеру и навсегда "заболел" сценой. Сегодня исполняется сто лет со дня рождения драматурга, который впервые в советском театре заговорил о человеке и человечности. "Театр должен быть простодушен" – для Алексея Арбузова это был не только художественный, но и нравственный принцип. Рассказывают "Новости культуры".

Людмила Петрушевская в своих заметках "Брат Алеша" написала о своем учителе Алексее Арбузове: "Он любил. Любил футбол, консерваторию, бывать на людях, ездить, рассказывать о поездках, кормить родню, терпеть не мог чужого неблагополучия и плохие концы". "Он был таким, я бы сказал, непреодолимым оптимистом. Он верил в хорошее, в хороший исход. Помните, как у Брехта: "Плохой конец заранее отброшен, он должен, должен быть хорошим"", – говорит театровед Борис Поюровский. "Хотелось приобщиться к его счастью. Он счастливый и красивый человек. Он очень красиво и со вкусом прожил свою жизнь", – утверждает художественный руководитель театра "Ленком" Марк Захаров.

Красивая жизнь началась с колонии для трудных детей. Если бы на пути тогда еще совсем юного Алеши Арбузова не встретился передвижной театр, неизвестно, как бы все сложилось. Он был актером в Передвижном театре у Гайдебурова, режиссером "живых газет" в Ленинграде, он создал собственную "арбузовскую студию" и, наконец, поставил первую пьесу "Класс" в профессиональном театре. Успех Арбузову принесла комедия "Шестеро любимых", написанная для журнала "Колхозный театр", но по-настоящему знаменитым его сделала пьеса "Таня", поставленная Андреем Лобановым в Театре Революции. Главную роль в этой постановке сыграла Мария Бабанова.

"Действительно, Арбузов, прежде всего, ассоциируется с Марией Ивановной Бабановой, но разве Юлия Борисова, которая сыграла в "Иркутской истории", меньше приобрела от встречи с его драматургией? Конечно, нет. И Лидия Павловна Сухаревская, и Борис Тенин – фактически, это стало их лебединой песней – "Старомодная комедия"", – продолжает Борис Поюровский.

Для многих актеров в Москве и провинции участие в арбузовских спектаклях стало главным событием жизни. Его пьесы ставили и в Советском Союзе, и за рубежом. "Он был одним из самых репертуарных драматургов и подарил Ленкому пьесу "Жестокие игры", – вспоминает Марк Захаров. – Он был человеком, который не забирался в какие-то социальные выси. Он был очень человечным, и все его характеры, они очень просты и человечны". "Арбузов очень хорошо чувствовал актеров. Он знал актеров и умел писать роли на актеров, поэтому у него были особые отношения с театром. Он был очень театральный человек, и я думаю, что он останется не только в истории театра, он останется в здравствующем театре", – убежден Борис Поюровский.

Арбузову оставалось жить всего две недели, он был уже очень болен, когда в Театре Моссовета состоялась премьера спектакля по одной из его пьес. Борис Поюровский позвонил драматургу, чтобы поделиться своими впечатлениями от постановки. Арбузов в этот день чувствовал себя лучше и сам взял трубку. Он сказал: "Я хочу составить свое впечатление и обязательно сам завтра пойду на спектакль". "Это счастье, что человек, уходя из жизни, думал, что завтра он пойдет в театр", – считает Борис Поюровский.

Читайте также:
Алексей Арбузов. Никогда не поздно начать жизнь сначала