28.05.2008 | 11:22

"Майская ночь" в естественных условиях

Маэстро Михаил Плетнев и Российский национальный оркестр представляют необычный проект. Шедевр русской оперной классики, творение Римского-Корсакова прозвучит сегодня в живых декорациях музея-усадьбы "Архангельское". Меломаны получат возможность ощутить все богатство партитуры Римского-Корсакова и оценить мастерство вокалистов. О репетиции в Архангельском рассказывают "Новости культуры".

Проект под открытым небом предполагал шумную и масштабную техническую прелюдию, в которую включился и сам Михаил Плетнев. Он без колебаний оставил свое рабочее место и направился к пульту звукорежиссеров, чтобы самому все проверить.

Еще год назад Плетнев с опаской относился к оперным постановкам, несмотря на свою любовь к этому жанру. Слишком многое в оперном театре казалось ему условным и консервативным. Тем не менее, в прошлом сезоне Плетнев дирижировал "Пиковой дамой" в Большом театре, а теперь решился взять в свои руки руководство всей постановкой – пусть и в концертном варианте. Помимо прочего, маэстро сам выбирал вокалистов и немало удивил всех, когда пригласил на главную партию Николая Баскова.

"Мне кажется, Басков серьезно занялся вокалом, а партия Левко прямо для него написана", – поясняет Плетнев. "Надо надышаться перед репетицией. Деньки майские заканчиваются. Надо надышаться майским воздухом в исторической усадьбе", – замечает Басков. "Когда мне предложили, ч сказал: "Да-да-да!". Я даже сказал дирижеру, что знаю эту партию. А когда открыл ее, посмотрел ее и понял, что это адская работа", – признается Николай.

Римский-Корсаков так прописал партии главных героев, что оркестр их не дублирует. Поэтому от вокалистов требуется абсолютный слух, знание партитуры и выносливость. Михаил Плетнев не решился сокращать оперу. Она длится два часа десять минут, из которых один час сорок минут проводит на сцене Левко-Басков. Для того, чтобы не терялась нить повествования, Плетнев пригласил чтеца.

Авангард Леонтьев, который пробовал свои силы в роли чтеца еще в студенческие времена, в прокофьевском "Пете и волке", поставил перед собой задачу-максимум – увлечь внимание публики, и задачу-минимум – сделать это как можно меньшими средствами. "Хорошо бы быть менее похожим на ветряную мельницу. Я стараюсь. Я отучился уже размахивать руками", – говорит актер.

Исполнительнице главной партии Ганны – Анне Викторовой – приходится работать лицом. "Перед зеркалом тренируюсь. Потому что по жизни у меня грустное лицо, а здесь стараюсь радостно улыбаться", – рассказывает она.

"У нас будет фантастическое музыкальное представление "Майская ночь". Пока мы, действительно, находимся в месяце мае и будем надеяться, что по своим температурным особенностям эта ночь будет мало отличаться от описанных Гоголем", – говорит Михаил Плетнев. Для того, чтобы приблизиться к свежей и непредсказуемой "Майской ночи" Римского Корсакова, маэстро уже многое сделал.