28.05.2008 | 14:15

На "Карте мира". 27 мая 2008 года

"Последним из Магикан Голливуда" называют сегодня Сидни Поллака. Кинорежиссер скончался в Лос-Анджелесе на 73-м году жизни. В его фильмографии – более тридцати картин. "Тутси", "Три дня кондора", "Загнанных лошадей пристреливают, не так ли?". Ленты Поллака не раз претендовали на высшую награду Американской киноакадемии, а драма "Из Африки" в 1985 году была удостоена семи "Оскаров". Рассказывают "Новости культуры".

Может, кто-то и не слышал о Сидни Поллаке, но его фильм "Тутси", наверное, видели все. Последний раз на экране он появился в ленте "Майкл Клейтон" вместе с Джорджем Клуни. Сын одесских эмигрантов еще в детстве понял, что его жизнь может быть связана только с Фабрикой грез. Покорение вершины началось с Нью-Йорка, где Сидни Поллак поступил в театральную школу.

Его первые роли помнит Бродвей, а память о режиссерском дебюте хранят кассеты с телесериалами. Шаг в большой кинематограф он сделал в 1962 году, когда снялся в фильме "Военная охота" с Робертом Редфордом. Кстати, Редфорд стал его любимым актером. Он потом не раз играл у Сидни Поллака. Сам режиссер не отказывал коллегам – таким, как Вуди Аллен или Стэнли Кубрик – в праве снимать его даже в эпизодах.

Многие его работы – "Три дня Кондора", "Какими мы были", "Загнанных лошадей пристреливают, не так ли?" – вошли в золотой фонд Голливуда. Сидни Поллак говорил, что он не стремился к революции в кино, а просто снимал для зрителя. О нем говорили не только как о гениальном режиссере, но и как об очень хорошем человеке.

***
Архитектурно-скульптурная инсталляция в залах музея Гуггенхайма. В Бильбао открылась выставка испанца Хуана Муньоса, посвященная памяти мастера. Скульптор и художник, режиссер и оператор, он был необычайно одарен. Его сравнивали с Борхесом в литературе и Шнитке в музыке. Он не только воплощал идеи в осязаемых формах, но и был блестящим теоретиком. Излагая размышления на страницах книг, он чаще всего ссылался на перуанских индейцев – их архитектурные миражи завораживали Муньоса.

Свои впечатления он старался передать зрителю. В окружении работ художника при особой организации пространства человек может почувствовать, что он сам становится объектом наблюдения, а смотрят на него массивные изваяния. Все, что хотел донести до зрителя Хуан Муньос, представлено в ретроспективной выставке в музее Гуггенхайма.