30.05.2008 | 12:59

От революционера до академиста. Выставка Тимура Новикова

В современном искусстве возникает не так много новых направлений. Одним из создателей оригинальных жанров был Тимур Новиков. При жизни его называли "вирусом питерского авангарда". Однако он был первым и в авангарде, и в академизме. Он прошел путь от лидера альтернативной культуры до яростного поклонника "неоклассики". К 50-летию со дня рождения мастера готовится два события. В Эрмитаже откроется ретроспективная персональная экспозиция Тимура Новикова, а москвичи увидят ранние работы художника на выставке, которая открывается сегодня в музее Art4ru. Рассказывают "Новости культуры".

В культовом фильме Сергея Соловьева "Асса" Новиков работал художником-оформителем. Он даже получил "Нику" за эту работу. "Это была новая волна. "Новые художники" оформляли концерты группы "Кино" и "Поп-механика", участвовали в молодежной культуре", – рассказывают Ксения Новикова, вдова художника, и Марина Юрина, куратор.

Тимур Новиков был настоящим лидером петербургской альтернативной культуры. Он основал творческие группы "Новые художники" и "Новые композиторы", движение "нео-академизм" и Новую академию изящных искусств. "В истории остается тот, кто делает что-либо первым. Тимур в современном искусстве был первооткрывателем", – отмечает Марина Юрина.

Несмотря на врожденную любовь к слову "новое", в начале 90-х Новиков встал на защиту классической традиции. "Как раз в эти годы стали появляться в большом количестве радикальные художники, и ему это не понравилось. Он решил придерживаться классических принципов в искусстве", – продолжает Марина Юрина.

На выставку в музей Art4ru привезли манифест неоакадемизма. В этой работе Новиков четко определил иерархию русского авангарда и классического искусства. "Аполлон, попирающий "красный квадрат", где "красный квадрат" используется как пьедестал", – отмечает куратор.

Сам художник свои работы на ткани называл "прикроватными". С ними человек должен сталкиваться при пробуждении. Музейные рамы для этого искусства совсем не подходят. Ткани должны немного провисать. Развеской картин занимается сама вдова художника.

Самая ранняя работа на ткани из представленных на выставке называется "Люди-Звери". Звери на серебристо-зеленом плюше выглядят вполне традиционно, а люди подобны техногенной катастрофе

Серия конца 80-х "Горизонты" иллюстрирует новиковскую теорию "знаковой перспективы". Если мы видим самолет, то на горизонте – небо, если корабль – то море. Объект моделирует восприятие, доказывает петербургский гуру. В этой серии художник использует аскетичный набор знаков: домик, кораблик, самолет, ракета. Они нарисованы через трафарет, на простых ситцах.

В начале 90-х он обратился к более сложной фактуре. "Это сшитая антикварная ткань, составленная из лоскутков каким-нибудь индийскими женщинами", – показывает куратор выставки. Парчовые лоскутные одеяла для своих работ Новиков нашел в антикварных лавках Нью-Йорка, а вышитые атласные покрывала для серии "Счастье в садах" – на петербургских блошиных рынках. Блестящий фактурный фон обрамляет образы классической красоты: античные скульптуры, репродукции Караваджо и портреты Оскара Уальда.

Выставка Тимура Новикова в Art4ru представляет произведения художника периода работы с тканью и перехода к нео-аккадемизму, а впечатлительный зритель сможет домыслить все его мистификации.