31.05.2008 | 13:12

Авангард. Шедевры каспийской столицы

Коллекцию авангарда Астраханской картинной галереи, несмотря на географическую удаленность от столицы, с трудом можно назвать провинциальной. Кандинский, Малевич, Лентулов, Шагал – эти имена способны украсить лучшие собрания мира. Начало коллекции положил астраханец Павел Михайлович Догадин. Он лично приобретал работы на выставках "Мира искусства" и "Союза русских художников". После революции она пополнялась за счет ресурсов Художественного фонда и Коллегии по делам музеев. Выставка "Авангард. Шедевры каспийской столицы" открылась в российской столице. Рассказывают "Новости культуры".

В начале ХХ века жизнь бурлила, словно гигантский котел, выплескивая на поверхность все новые и новые явления в искусстве. Направления и стили сменяли друг друга, словно фрагменты мозаики. Символист Павел Кузнецов был лидером художественной группы "Голубая роза". Краски на его полотнах нежны и прозрачны, ритмы плавны и певучи. Буйство цвета, необычные формы можно увидеть на картине Аристарха Лентулова "Мечеть". "Что касается работы Машкова, это такая как бы бестелесная ваза, которая повисает в пространстве, и тут же рождается вопрос: а почему она висит? Почему художник уходит от законов перспективы, реалистичной светотени? Это авангард", – замечает директор Астраханской картинной галереи имени Павла Догадина Наталья Марисова.

Символизм, футуризм, кубизм. Старый мир, в котором все было устойчиво и реально, рухнул, распался на фрагменты, и из этих фрагментов создавались новые направления. ""Авангард", как мы знаем, в переводе означает "новое", "передовое". И вот все новое, непохожее, идущее в противоречие с тем, что уже устоялось в обществе, – практически, это авангард", – продолжает Наталья Марисова.

В 1911 году Кандинский написал первую беспредметную картину, в 1915 году Малевич заложил основы супрематизма. С этого момента начинается новая эпоха в искусстве. Ее творцы – Александр Родченко, Марк Шагал, Ольга Розанова, Иван Клюн. "Ну как они открыли цвет! XIX век не знал такого цвета. А его сила, выразительность, все, что связано с деформацией формы, со смещениями планов и прочим – все это было заложено в их искусстве", – замечает директор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Антонова. С момента рождения авангарда прошло сто лет, но работы художников этого направления актуальны и по сей день.