01.06.2008 | 17:10

Сто лет со дня рождения Яна Фрида

Блистательным мастером музыкального фильма вошел в киноисторию Ян Фрид. Всего на 12 лет моложе изобретения братьев Люмьер он создал новый для отечественного кинематографа жанр и поднял его на вершины мирового киноискусства. "Двенадцатая ночь", "Прощание с Петербургом", "Собака на сене", "Дон Сезар де Базан". Последнюю ленту – "Тартюф" - Ян Фрид снял, когда ему было 85. 31 мая исполнилось сто лет со дня рождения великого режиссера. Рассказывают "Новости культуры".

Геннадий Гладков, композитор: "Кто был джентльмен и Дон Кихот этого дела – музыкального фильма – это был Ян Фрид".

У этого Дон Кихота было достаточно верных Санчо Пансо – в том числе и постоянно работавший с ним композитор Геннадий Гладков. И мало последователей. Впрочем, тех, кому наследовал сам Ян Фрид, в Советском Союзе тоже не было. Конечно, музыкальные фильмы создавал режиссер Григорий Александров. Однако лишь Ян Фрид сумел создать такой жанр, в котором классическая пьеса была удачно вправлена в музыкальную оправу.

"Берется классика и препарируется в другой жанр. А это совсем нелегко", - говорил Ян Фрид.

Ян Фрид не считал себя пионером в этом нелегком деле. По его мнению, он был наследником традиций американского музыкального кино. Лучшим образцом которого считал фильм режиссера Джорджа Кьюкора "Моя прекрасная леди".

Впрочем, кинодебют ученика Сергея Эйзенштейна был далек от круговерти балов, красивых актрис и прекрасных голосов. Начинал он с фильма "Хирургия" по рассказу Чехова. В главной роли снялся прославленный Иван Москвин.

Работа с Москвиным была хорошей школой для начинающего режиссера. Но параллельно он осваивал все новые и новые музыкальные инструменты (при этом Фрид не знал ни одной ноты) и постепенно подходил к созданию нового жанра – музыкального кино. Наконец, появилась "Двенадцатая ночь" по Шекспиру. После этого Фрид проснулся знаменитым и уверенным в своем предназначении. Задумав снять "Собаку на сене", Ян Борисович уже знал, кого он пригласит написать музыку и сняться в главных ролях.

Геннадий Гладков, композитор: "Я счастлив, что он меня вытащил, потому что после "Бременских" я попал на полку: "Шутники. Веселые композиторы". И я мог бы там и протухнуть. Но Ян Борисович меня вытащил на "Собаку на сене".

А уж здесь Геннадий Гладков смог писать лирические мелодии, которые должны были исполнить герои Михаила Боярского и… Людмилы Максаковой. Да, именно Максакову вначале позвал сыграть главную роль в своем фильме Ян Фрид.

Людмила Максакова, актриса: "И вместо того, чтобы сказать: "Боже мой… какое счастье". У меня тут же сидел Авербах, он сказал: "Стихи в кино?" И тут же этот вопрос был решен – кстати говоря, не в мою пользу".

Вопрос был решен в пользу Маргариты Тереховой.

Зато когда Ян Фрид позвонил Людмиле Максаковой в следующий раз с предложением сняться уже в "Летучей мыши", никаких сомнений у нее не было. Ян Фрид умел творить. Делал это заразительно, элегантно и весело. Но помнил, что главное – даже не это.

"Я запомнил одну фразу: "Прежде, чем начнешь творить, научись порядочно мыслить", - рассказывал Фрид.

Дон Кихотом и джентльменом – и в кино, и в жизни – Яна Фрида запомнили и те, кто работал с ним. И те, кого он смог сделать звездами.
Читайте также: Фрид Ян. 100 лет со дня рождения Яна Фрида