03.06.2008 | 11:23

В Третьяковке открывается выставка Аарона Априля

Сегодня в Третьяковской галерее на Крымском валу открывается выставка Аарона Априля – художника из поколения шестидесятников. Он родился и вырос в Литве. В 1941 году его семью выслали в Алтайский край, затем – на поселение в Якутию. Он поступил в Московское художественное училище и вновь был сослан. Закончив позднее Суриковский институт, Априль стал писать в духе "сурового стиля". В 1972 году он эмигрировал в Израиль, и именно там, по мнению критиков, живописная манера Аарона Априля обрела подлинную оригинальность. Ретроспективная выставка в Третьяковской галерее охватывает последние четыре десятилетия творчества художника. Рассказывают "Новости культуры".

Аарон Априль до сих пор не уверен, что картина "Дым отечества" закончена. Дымка, знойное марево – эту живописную стихию художник познал в Израиле. "Свет там очень сильный. Настолько, что убивает цвет", – замечает художник. Поэтому он перестал писать этюды с натуры и обнажил свою фантазию. Световой шок спровоцировал работу памяти и воображения. "Все что было, все что есть, наслаивается и создает торт "Наполеон"", – поясняет Априль.

Априль начинал свой путь с другой палитры. "Кто-то сказал на первом курсе: "Да ты одной умброй рисуешь, и земля серо-умбристая"", – вспоминает художник. Именно в такой гамме выдержаны "Рыбаки Нарыма" и холодный пейзаж города Мирный, написанные в ранних 60-х. В те места семья художника была департирована из Прибалтики. Спустя годы художник написал на эту тему диптих "Ветра".

В последние годы его картины говорят на языке аллегорий. Одна работа так и называется: "Аллегория размежевания". Девять лет Аарон Априль руководил поселением Санур, где работали и выставлялись художники родом из России. Это поселение попало под программу размежевания израильтян с палестинцами. Теперь там располагается военная база. Художник рассказывает эту историю с помощью сиволов. "Это то, что Серов говорил: не изображать, а дать почувствовать", – поясняет он.

На любую акварельную работу художник времени тратит больше, чем на картину маслом. "У акварели есть свой внутренний свет", – говорит он, и все написанное в этой технике выглядит, как ограненный алмаз. Акварелью Аарон Априль пишет ближневосточные пейзажи, библейские сюжеты и портреты членов семьи. Эта техника требует неспешного зрителя, который увидит в пятнах цвета и света мерцающие фигуры.