04.06.2008 | 13:06

"Две жизни" Всеволода Шиловского

Творческому вечеру по случаю 70-летия юбиляр дал название "Две жизни". На самом деле, жизней у него гораздо больше. Всеволод Шиловский – актер, режиссер, сценарист, продюсер, педагог и художественный руководитель Дома кино. Он работал с великими мхатовскими стариками в качестве сценического партнера и режиссера. Он снимался в кино и снимал кино. Постановку собственного юбилейного вечера он тоже взял на себя. Рассказывают "Новости культуры".

Подарки, пожелания, поцелуи – очередь к юбиляру выстроилась еще до начала вечера. Слишком много съехалось именитых гостей и близких друзей, и все хотели успеть поздравить. "Это уже мое счастье, главное приобретение – это люди. Остальное все – детали", – утверждает Всеволод Шиловский. "Все держать в своих руках" –таков один из негласных принципов Всеволода Шиловского. Юбилейный вечер он не мог никому доверить, поэтому вел и режиссировал сам, а, точнее, командовал парадом. Юбиляр задал жесткий ритм – "чтобы все было бодро и никто не скучал", объяснял он.

Уже много лет актер и режиссер преподает во ВГИКе. Одним из важнейших принципов актерской работы по Шиловскому является так называемый "шлейф жизни". Именно благодаря ему, признается юбиляр, у него получалось самую маленькую роль второго плана превратить в значительный образ, с историей. Технически это невозможно объяснить. Студенты сами должны почувствовать. "Потому что за ним или за ней есть шлейф жизни, за ним интересно смотреть. Человек с наполнением, глаза, наполненные опытом", – поясняет Шиловский. "Думать, слушать и любить – вот три вещи, которые актер должен делать на сцене", – считает студентка мастерской Всеволода Шиловского Татьяна Дербенева.

"Две жизни" – так называется и юбилеейный вечер, и книга Всеволода Шиловского. Две жизни – это МХАТ и кинематограф. Юбиляр живет и творит с оглядкой на МХАТовских стариков – второе поколение величайших актеров Художественного театра, – среди которых ему посчастливилось начинать. Однако когда произошло разделение МХАТа, он обратился к кинематографу. "Колоссальный диапазон. Он все может. Может сыграть женщину, ребенка – при том, что легкий. Он не репетирует долго, он с пол-оборота, с четверть-оборота", – замечает режиссер Петр Тодоровский.

У него за плечами более ста ролей в кино. Когда Шиловский сам стал кинорежиссером, он открыл немало новых актерских имен, особенно женских. Поэтому, наверное, не случайно в шутливой песне друзей по актерскому цеху легко соседствовали такие понятия, как "МХАТовское самоощущение" и "повышенное внимание женщин".

Читайте также:
Всеволод Шиловский: "Семьдесят лет один раз бывает"

Всеволод Шиловский отмечает 70-летие