23.05.2012 | 09:52

Первая Международная биеннале современного искусства открывается в Киеве

Вслед за Венецией, Шанхаем, Стамбулом, Москвой, Сиднеем и другими городами своя биеннале появилась у Киева. Более 100 художников из 30 стран мира представят в украинской столице свои работы. Первыми основной проект сегодня увидят гости и журналисты, которые также приехали на смотр из разных стран, а с 24 мая по 31 июля 2012 года биеннале будет открыта для широкой публики.

"Воплощение проекта было заданием для нас крайне амбициозным и непростым. Мы не могли ждать неких особо благоприятных условий, не хотели откладывать его на неопределенное время", - рассказала комиссар биеннале Наталья Заболотная. И добавила: "Сегодня, когда современное искусство, в том числе украинское, находится на подъеме, надо поддерживать эту "волну", у нас ее создают признанные художники, а также молодые и талантливые деятели арт-сцены".

Свое имя -"Арсенале-2012" - биеннале получила по названию главной площадки "Мыстецького Арсенала": это колоссальное здание конца XVIII века, построенное по проекту генерала-поручика Ивана Меллера, которое стоит прямо напротив Киево-Печерской лавры. Здесь, на территории бывшего военного объекта площадью более 20 тыс кв м, художники под предводительством известного британского куратора Дэвида Эллиотта, будут размышлять на тему: "Лучшее время, худшее время". Названием для проекта послужила цитата из "Повести о двух городах" Чарльза Диккенса".

Руководители "Мыстецького Арсенала" и стали основными инициаторами проведения биеннале. Проект поддержали президент и министерство культуры Украины, Киевская городская администрация, Государственное управление делами.

Среди участников - известные художники Илья и Эмилия Кабаковы, Луиз Буржуа, Билла Виола, Джон Бок, Ван Шиньсон, Олег Кулик, Борис Михайлов, Даниель Фауст и многие другие.

Россию в основном проекте представит известная московская арт-группа "АЕС+Ф". В Киеве они представят масштабную видеоинсталляцию, для демонстрации которой потребовалось установить гигантский экран высотой 5 метров и длиной более 25 метров, на нем с помощью 5 проекторов в HD-качестве будет демонстрироваться видеоинсталляция. Название и сюжет этой работы отсылают к одной из самых загадочных картин Джованни Беллини "Allegoria Sacra" ("Священная аллегория") из галереи Уффици во Флоренции.

Кроме выставок, перформансов, инсталляций на многих площадках города, с марта 2012 года действует обширная образовательная программа - серии лекций и мастер-классов для широкой аудитории, посвященных вопросам современного искусства. Организована также дискуссионная платформа "Искусство после конца света: Что есть и чего не должно быть?" (куратор Екатерина Деготь, Москва) для специалистов и студентов, в которой принимают участие ведущие теоретики современности - Борис Гройс, Зигмунт Бауман, Антон Видокль, Артем Магун и другие.

Как поделилась Наталья Заболотная, "организация биеннале обнажила целый спектр проблем в разных сферах - от условий ввоза произведений искусства в страну до отсутствия слаженного взаимодействия разных звеньев организационных систем". "В силу того, что ранее в стране не было опыта подготовки и реализации такого рода форумов, оказалось очень проблематичным привезти и застраховать работы иностранных художников, технически обеспечить экспозицию такого масштаба", - рассказала собеседник агентства. И продолжила: "Однако самые большие трудности, с которыми нам пришлось столкнуться - в сознании людей: к сожалению, в стране превалируют консервативные представления об искусстве. У нас есть надежда, что биеннале сможет изменить ситуацию и общественное сознание в сторону более прогрессивных позиций, ведь мир живет совершенно иными реалиями. Будем стараться исправить эту ситуацию и показать зрителям все вдохновение и мощь современного искусства", - заключила комиссар смотра.