05.06.2008 | 17:16

Мария Терещенко о Фестивале польской анимации

О Фестивале польской анимации в студии "Новостей культуры" рассказывает кинокритик Мария Терещенко.

- Для многих зрителей, наверное, станет открытием само понятие "польская анимация". Вот что такое польская анимационная школа, и почему она заслуживает внимания?
- Для зрителей, может быть, но не для специалистов. Потому что среди специалистов по анимации и даже среди киноведов Польша очень известна своими блестящими анимационными работами и великолепными мастерами – такими, как Ян Леницы, Петр Думалы – интереснейший мастер, который режет свои фильмы по гипсу, – Валериан Боровчик и многие другие. Даже тот режиссер, который известен широкой публике благодаря сериалу "Лелик и Болик", одновременно с этим сериалом делал очень изысканное авторское абстрактное кино.

- Как Вы думаете, почему, в целом, современная анимация оказалась в категории "Кино не для всех"?
- Смотря, какая анимация. Вы же видите "Шрека", "Дон Кихота", "Охотников на драконов". Форматная анимация представлена в категории "Кино для всех", и даже выходит артхаусный полный метр. Проблемы возникают с коротким метром. В основном, проблема связана с прокатчиками, с телевидением, с прокатчиками DVD. Никто не хочет с этим связываться. Этим тяжело заниматься – собирать права по людям. То есть, в основном это все-таки проблема формального характера, коммерческого. Здесь рынок диктует свои правила, через которые маленькое, хрупкое и иногда очень замысловатое анимационное кино не пробивается.

- Современная анимация объединяет произведения самых разных жанров, форм, техник. В каком направлении развивается сегодня это искусство?
- Сложно сказать, как и про любое искусство. Конкретное направление выделить сложно. Но понятно, что, во-первых, анимация постепенно уходит от традиционных техник и ищет какие-то новые, более синтетические формы. Они иногда связаны с игровым кино, с документальным кино, с компьютером, с цифровыми технологиями. Например, сейчас фестивали все чаще сталкиваются с проблемой: анимационный это фильм или не анимационный? Как это решить? Какой должен быть процент анимации, чтобы его считать анимационным? С другой стороны, каждый фильм становится индивидуальным. Раньше было много похожего кино, а сейчас его меньше. Сейчас больше индивидуальных техник и подходов. Мне кажется, это главная тенденция.

Читайте также:
Фестиваль современной польской анимации