06.06.2008 | 11:21

Опера джазовых гармоний. "Порги и Бесс" в Москве

Сегодня в Международном Доме музыки прозвучит самое знаменитое произведение Джорджа Гершвина – опера "Порги и Бесс". Ее премьера состоялась в 1935 году. Опера была принята крайне неоднозначно. Критики неистовствовали: написать оперу, основанную на джазовых и блюзовых гармониях – это просто возмутительно! Однако успех постановки заставил замолчать даже самых яростных оппонентов. "Колыбельная Клары" – "Summertime" – давно вошла в список мировых хитов, а саму оперу иначе как шедевром уже не называют. Столичной публике историю Порги и Бесс представят артисты американской компании "LIVING ARTS INC". Рассказывают "Новости культуры".

Дирижер странствующей оперы уже привык отвечать за всю труппу. Он, похоже, знает текст всех партий не хуже солистов. Эта постановка "Порги и Бесс" изначально создавалась как гастрольный проект, поэтому самая большая нагрузка легла именно но дирижера, ведь каждый раз ему приходится репетировать с разными оркестрами. Тем не менее, с серьезными проблемами Пасьен Мацагатти еще не сталкивался. "Я думаю, что эта музыка – в Америке мы ее называем "infaction" – то есть это музыка для всех и для каждого. И в ней ведь не только афроамериканские мотивы, там много и западноевропейских: французских, немецких влияний. Ее может понять любой оркестр", – говорит он.

Эту постановку по праву называют оригинальной версией "Порги и Бесс". Во-первых, она звучит в редакции самого Гершвина и длится три часа. Стоит отметить, что изначально опера была четырехчасовой, но композитора все же уговорили сократить материал. Во-вторых, использована авторская оркестровка – обычно состав оркестра сокращают. Кроме того, в соответствии с завещанием Гершвина все роли исполняют только афроамериканцы.

За шестнадцать лет существования этой постановки состав исполнителей неоднократно менялся. Если в тридцатые годы Гершвин мучительно долго искал певцов на главные партии, так как очень сложно было найти исполнителей, которые одновремено обладали академическим образованием и настоящим негритянским драйвом, – то сегодня таких проблем не возникает. Это и неудивительно. ведь за семьдесят лет существования "Порги и Бесс" опера уже стала классикой, и на ней выросло не одно поколение певцов.

"Сейчас очень много прекрасных афроамериканских исполнителей. Когда мы собирали эту труппу, нам было очень сложно принять решение – так много отличных профессионалов участвовало в кастинге. Так что это не проблема найти солистов", – добавляет Пасьен Мацагатти. Несмотря на то, что большинство мелодий из "Порги и Бесс" безумно популярны и их знают все – для этого не надо быть меломаном или разбираться в музыке, – оригинальная версия этой оперы не звучала в России уже полвека.