07.06.2008 | 12:45

Алексей Бегов: "Я утренний художник"

Нежность, наивность и недосказанность в сочетании с высоким профессионализмом – таков авторский почерк художника Алексея Бегова. Почти полвека он пишет свою "сказку сказок" в Киргизии, Франции, Грузии, Америке и, конечно, в России. "Человек часто задает себе вопрос о смысле жизни, – говорит Алексей Бегов, – Я не исключение. Мне помогают найти ответ мои картины". Рассказывают "Новости культуры".

"Любуюсь всегда холстом. Потому что мне кажется, что сам холст – это уже произведение искусства. Я, конечно, волнуюсь перед каждой работой. Волнуюсь, и когда никого, молюсь. Для меня холст – это как исповедь в церкви", – говорит художник.

Первое детское воспоминание: при свете дня желтый карандаш светился, а при свете керосиновой лампы – в деревне не было электричества – желтый свет был вообще не виден. Он хотел военным, но школьный учитель убедил его поступать в художественное училище. Его в равной степени привлекали и графика, и скульптура, и живопись. Мастерство рисовальщика – вот главное в его творчестве. Занятия скульптурой сформировало тонкое чувство пластики, но все это он вложил в живопись.

В 1986 году лучшие работы Алексея Бегова, подготовленные для вступления в Союз художников, сгорели при пожаре в мастерской. Именно после этого несчастья художник обратился к картинам-притчам. "Я пришел вот к такой пластике, потому что такое пластическое решение, оно дает некоторую свободу, чтобы максимально выразить какие-то свои идеи, чувства", – говорит Алексей Бегов.

Москва, Базель, Нью-Йорк, Лос-Анжелес, Вена, Мюнхен – география его выставок очень обширна. После персональной выставки в Париже в 1997 году его пригласили расписать капеллу святого Николая в замке Жиль Вуазен. "Первое, что я начал делать, – это изучать Новый завет. И вдруг в какую-то одну ночь пришло решение: показать жизнь Христа от рождения до распятия. Получилось так, что распятие и рождение – совершенно рядом эти сюжеты", – поясняет художник.

Монументальные церковные росписи, созданные в ХХ веке, для Франции это чрезвычайная редкость. Семилетняя работа Алексея Бегова вызвала пристальный общественный интерес и многочисленные отзывы. Французское академическое общество удостоило российского художника высшей награды – диплома и медали "Art, Science, Litterature" "Искусство, наука, литература". Бегов стал первым русским кавалером этой награды, присоединившись к Альберту Энштейну и супругам Кюри, Иегуди Менухину и Андре Моруа.

Алексей Бегов говорит про себя: "Я утренний художник". Утро – это начало, и новый холст – это начало. Сегодня он работает над серией "Три Спаса". "Эта идея возникла очень давно. Вот тема яблока, тема хлеба – это меня сопровождает всю мою сознательную жизнь. Я все время возвращаюсь к этим простым, но святым вещам: земля, хлеб и яблоки", – говорит он.

Кроме того, у Бегова появилась новая идея: создать большое монументальное полотно "Свидетель века", в котором он смог бы объединить сюжеты многих своих картин, написанных за полвека: рождение ребенка, первый снег, дети и старики, слепой дождь и лунный свет, и многое другое – чем жил художник, что чувствовал, о чем рассказывал языком красок.