07.06.2008 | 13:04

Американская опера в Москве

Американское кино, американская литература, американский балет – сочетания этих слов звучат как устойчивые. Этого нельзя сказать об "Американской опере". Однако вопросов не возникает, если речь идет о "Порги и Бесс" Джорджа Гершвина. В основу первой "национальной американской оперы" легли джазовые и блюзовые гармонии. Ее фрагменты – "Колыбельная Клары", "Summertime" – числятся в списке самых популярных шлягеров. Арт-компания "Living Arts Inc" в ходе мирового турне привезла этот спектакль в Москву. Рассказывают "Новости культуры".

Организованности и выдержке этой труппы можно позавидовать. Постановка "Порги и Бесс" уже много лет существует как полноценный гастрольный спектакль, но этот тур не заладился с самого начала. Все декорации задержали на таможне в Варшаве. В Петербурге с ними помог Михайловский театр, а вот в Светлановском зале, разумеется, нет не только декораций, но и оркестровой ямы. Тем не менее, тот небогатый реквизит, который удалось добыть в России, содержится в идеальном порядке.

"Конечно, исполнение этой оперы без привычного реквизита, декораций – всего того, что превращает ее в настоящий спектакль, – это вызов. Но, я думаю, что главное – это музыка, а она жива. Певцы, их интерпретация, взаимодействие друг с другом – это главное, что помогает рассказать историю. А если есть история, то какая разница есть декорации или нет", – считает певица Джеррис Кейтс.

Эту постановку по праву называют оригинальной версией "Порги и Бесс". Во-первых, она звучит в редакции, сделанной самим Гершвиным, и длится три часа – изначально опера была четырехчасовой, но композитора уговорили сократить материал. Во-вторых, использована авторская оркестровка – обычно состав оркестра уменьшают. Наконец, в соответствии с завещанием Гершвина все роли здесь исполняют только афроамериканцы.

За шестнадцать лет существования этой постановки в ней неоднократно сменился состав исполнителей. Если в тридцатые годы Гершвин мучительно долго искал певцов на главные партии, потому что сложно было найти исполнителей, одновременно обладающих академическим образованием и настоящим негритянским драйвом, то сегодня таких проблем не возникает. Это и неудивительно, ведь за семьдесят лет существования "Порги и Бесс" опера была признана классической, и на ней выросло не одно поколение певцов.

"Сейчас очень много прекрасных афроамериканских исполнителей. Когда мы собирали эту труппу, нам было очень сложно принять решение – так много отличных профессионалов участвовало в кастинге. Так что это не проблема найти солистов", – замечает дирижер Пасьен Мацагатти.

Несмотря на то, что большинство мелодий из "Порги и Бесс" очень популярны, и их знают все – для этого даже не надо быть меломаном или разбираться в музыке, – оригинальная версия этой оперы не звучала в России уже полвека.

Читайте также:
Опера джазовых гармоний. "Порги и Бесс" в Москве