09.06.2008 | 15:46

Николай Александров о Московском книжном фестивале

О Третьем Московском Международном открытом книжном фестивале в студии "Новостей культуры" рассказывает литературный критик Николай Александров.

- Николай, скажите, в чем принципиальное отличие книжного фестиваля от книжной ярмарки?
- На самом деле, это очень просто. Книжная ярмарка имеет, как правило, достаточно явную деловую составляющую. Книжная ярмарка, прежде всего, знакомит с книжными новинками и предназначена для того, чтобы, во-первых, представить новую книжную продукцию, а во-вторых, дать возможность издателям – тем людям, которые имеют непосредственное отношение к книжному бизнесу, – поговорить друг с другом. То есть, иными словами, это составление договоров о правах, о переводе и так далее. Но, помимо этого, у каждой ярмарки существует так называемая "рамочная программа" - встречи с писателями, дискуссии, интервью и так далее. Так вот книжный фестиваль эту "рамочную программу" выделяет в отдельное мероприятие. Иными словами, все то, что происходит вокруг книги – встречи с писателями, разного рода конкурсы, объявление премий и так далее, – составляет суть книжного фестиваля.

- В рамках первого и второго книжного фестивалей прошло очень много необычных и неординарных акций. Какие сюрпризы ждут книголюбов в этом году?
- Помимо того, что стало уже привычным – например, такие мероприятия, как "завтрак со звездой", когда приглашается какой-нибудь известный автор, и публика имеет возможность позавтракать с ним и задать ему вопросы, на мой взгляд, довольно любопытной будет программа представления детской литературы. Кроме того, как всегда будут показаны поэтические видеоклипы, и я бы отметил, в частности, еще и ретроспективу фильмов по экранизации знаменитого романа Стивенсона "Странная история доктора Джекила и мистера Хайда". Кроме того, ожидается приезд таких известных эстрадных звезд, как Земфира или группа "Ленинград".

- Николай, тема специальной программы этого года – "Россия 2020". Вам не кажется странным включение такого странного мероприятия, как футуристический семинар, в программу книжного форума, или в России поэт по-прежнему больше, чем поэт?
- Я думаю, что это связано не со статусом поэта в России, а с одной из отличительных особенностей литературы вообще, которая любит заглядывать в будущее. Наверное, футурология как таковая имеет в первую очередь литературное происхождение. Поэтому, конечно, в этом мероприятии, к которому не следует относиться так уж серьезно, будет достаточно много любопытных встреч, обсуждений того, какой будет культура или политика в 2020 году. Или, например, каким будет русский язык. С этой точки зрения, встреча с известным лингвистом Максимом Кронгаузом может быть крайне любопытной.

Читайте также:
Обо всем на свете через книгу
Открытый книжный фестиваль в Москве