10.06.2008 | 11:13

Сокровища Русского музея в Царицыно

Две выставки, которые открываются сегодня в Большом дворце музея-заповедника "Царицыно", приурочены к 110-летию Русского музея. Масштабный проект "Время собирать…" представляет русскую живопись, графику, скульптуру и прикладное искусство XVIII – XX веков из крупнейших частных зарубежных коллекций, а экспозиция "ХХ век в Русском музее" подготовлена петербуржцами специально для Москвы. Рассказывают "Новости культуры".

Такая представительная выставка изобразительного искусства в музее-заповеднике "Царицыно" проходит впервые. Русский музей не раз сотрудничал с Третьяковской галерей и Музеем изобразительных искусств имени Пушкина, а вот по залам Большого царицынского дворца Владимир Гусев идет впервые. "Вещи не должны все время находиться в фондохранилище, хотя, конечно, это безопасно и спокойней. Но картины, как жемчуг, играют от соприкосновения с человеком. И здесь получились очень интересные пространства", – отмечает директор Русского музея.

Действительно, в выставочных залах архитектурно-ландшафтного заповедника шедевры Русского музея смотрятся иначе, чем в Михайловском дворце. "Большая прогулка Шагала здесь выглядит меньше, великолепно выглядит Филонов на фоне ландшафтов. Филонову это идет, ведь он считал, что искусство должно расти, как дерево", – продолжает Владимир Гусев.

Искусству Филонова, Петрова-Водкина и Малевича на выставке "XX век в Русском музее" отведены персональные залы. В целом же экспозиция повествуют об истории русского искусства и его направлениях. Русский авангард – ядро коллекции Русского музея. В царицынском Большом дворце сегодня можно увидеть работы Гончаровой, Татлина, Бурлюка и, конечно, "Красный квадрат" Малевича с концептуальным подзаголовком: "Живописный реализм крестьянки в двух измерениях".

Коллекция Русского музея в четыре раза больше коллекции Третьяковки. "Это не значит, что она лучше, но точно полнее", – замечает Владимир Гусев. Однако даже для него многие картины, представленные на выставке "Время собирать...", стали настоящим открытием. Их на время привезли в Россию из частных зарубежных собраний, и экспозиция дает уникальную возможность увидеть их. "Несколько лет назад уговорить коллекционеров отдать работы русских художников для выставки в России было невозможно. Они просто боялись, что они не вернуться. А то, что в этот раз дали и надолго, и для выставки в Петербурге, и для выставки в Москве, – это акт доверия и Русскому музею и России", – утверждает Владимир Гусев.

Экспозиция "Время собирать" начинается с искусства XVIII века, которое представлено полотнами Венецианова, Рокотова, Тропинина; а заканчивается фотографиями Родченко из собрания Александра Лахманна. Настоящие откровения этой выставки связаны с историей живописи ХХ века. "Богоматерь Одигитрия" из собрания Владимира Царенкова отсылает к работе Петрова-Водкина из коллекции Русского музея. Эта работа никогда не публиковалась в монографиях и не экспонировалась на выставках. Четыре произведения Серова, в том числе портрет Александры Боткиной, непривычная работа Репина, автопортрет Левитана, картины Судейкина, а также полотна художников, о которых сегодня мало известно в связи с эмиграцией, – все это восполняет историю русского искусства.

Обе выставки Русского музея в для музее-заповеднике "Царицино" станут началом серьезной выставочной политики. "Такого масштаба проекта на площади три тысячи квадратных метров в Царицыно еще не проводилось. Эта выставка важна как начало долгосрочного проекта "Сокровища двух столиц"", – убежден директор музея "Царицыно" Александр Безруков.