11.06.2008 | 11:30

"Дух изгнанья" возвращается

Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко представляет премьеру оперы Антона Рубинштейна "Демон". Назвать это сочинение незаслуженно забытым нельзя. Опера пользовалась грандиозным успехом на рубеже XIX – XX веков, критики окрестили лермонтовского героя в исполнении великого Шаляпина "вождем небесных революций", а в советских театрах делали акцент на богоборческом аспекте сюжета. Удастся ли авторам новой версии оперы подтвердить мнение Густава Малера, который причислил "Демона" к "вечным ценностям века"? Рассказывают "Новости культуры".

Русская оперная классика на сцене Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко – это принципиальная позиция руководства театра. "Если мы посмотрим на театры Франции, то там доминирует французская музыка, то же – в Германии, не говоря уже об Италии. Так же должно быть и в России", – утверждает художественный руководитель театра Александр Титель.

Нынешний сезон в театре объявлен русским. Уже прошла премьера "Майской ночи", восстановлена "Пиковая дама", теперь настала очередь "Демона" Рубинштейна. Для постановки оперы пригласили драматического режиссера Геннадия Тростянецкого, который дебютировал в этом жанре. Считая оперу условным искусством, он сделал очень красивый спектакль. При этом заглавный персонаж вызывает его живое сочувствие. "Демон развивается от охотника до жертвы. Первая встреча с Тамарой – бунтаря непримиримого, незащищенного ранимого сердца. Он творит все, что хочет вначале, а потом боится войти в монастырь, в комнату, где спит Тамара", – говорит Тростянецкий.

Роль Демона готовили сразу несколько исполнителей. Они по-разному относятся к персонажу. "Мой Демон – это титан, который не знает, что он титан, но стремится к свободе. Если бы он был подлинным демоном, ему бы не наскучило зло, он бы не захотел любить", – считает Дмитрий Степанович. "Я тот Демон, который оперирует человеческими страстями, не более того. Он хочет быть ангелом, по крайней мере, земным человеком", – замечает Евгений Поликанин.

Один из главных персонажей этой оперы – музыка, которой одни отказывают в индивидуальности и естественности, другие считают мелодии из "Демона" хитами. "Столько красивейшей музыки. Три романса Демона. Я сплю ночью, и у меня какой-нибудь романс Демона на подкорке", – признается солистка театра Наталья Мурадымова.

В прошлом веке ходили смотреть балет и слушать оперу. XXI век возвращает опере зрелищность. В новом "Демоне" есть что посмотреть и послушать.

Читайте также:
"Демон" Рубиншетйна вновь прозвучит в Москве