14.06.2008 | 22:09

"Кинотавр" вышел на финишную прямую

Последний рабочий день жюри на фестивале "Кинотавр". Конкурсные показы сегодня завершили картины "Старшая жена" Ивана Соколова и "Скажи Лео" Леонида Рыбакова. Вне конкурса демонстрировались фильмы "Зеленый театр в Земфире" Ренаты Литвиновой, "Чужие" Юрия Грымова и "Монгол" Сергея Бодрова. Что готовит день грядущий, и какая интрига остается нераскрытой? Рассказывают "Новости культуры".

Фильмы "Юрьев день" Кирилла Серебренникова и "Нирвана" Игоря Волошина считаются фаворитами "Кинотавра". Сразу после показа режиссер Серебренников в экстренном порядке провел пресс-конференцию. В Сочи он приехал всего на четыре часа, ведь в Москве его ждали абитуриенты. Вернется ли он за призом в случае победы, неизвестно.

Жанр ленты Серебренников определил как "психологический триллер". Сценарий написал Юрий Арабов – соавтор многих картин Александра Сокурова. Оперная дива приезжает с сыном в город своего детства перед тем, как навсегда покинуть Россию. Внезапно сын бесследно исчезает. Весь фильм героиня Ксении Раппопорт безуспешно ищет его. Зрители остались в недоумении – а был ли мальчик? "Мне приятно то, что люди ушли в тишине. Было бы неправильным если бы была такая... шумная реакция", – признается Серебренников.

Игорь Волошин тоже покинул "Кинотавр" сразу после премьеры – в cтолице он cнимает свой следующий фильм. "Нирвана" – это социальная драма. история о дружбе, любви и наркотиках – простая, трагическая и очень похожая на правду – разыграна в сегодняшнем Петербурге в костюмах рококо. На кинофестивалях в Берлине и Каннах лента уже получила лестные оценки. "Для меня это абсолютно ветхозаветная история, где один продал другого, потому что он не умеет любить. Продал, предал и убил, а третий из этого всплыл и пошел неизвестно куда", – говорит режиссер.

У критиков, которые работают на фестивале и имеют право присуждать свою награду, в фаворитах оказалась лента Михаила Калатозишвили "Дикое поле". Это глубокое авторское кино. В широкий прокат оно вряд ли выйдет, но точно будет иметь успех на многих кинофестивалях.

В прошлом году в стане жюри и критиков произошел раскол. Киноведы настаивали на присуждение первого места фильму Балабанова "Груз 200", а жюри решило отдать его "Простым вещам" Попогребского. Подобной ситуации на нынешнем "Кинотавре" все стараются избежать. "Во-первых, регламент в этом году мы отрегулировали. Нехорошо скандалить из-за кино. Зачем копья-то ломать? Думаю, разойдемся мирно", – полагает президент Гильдии киноведов и кинокритиков России Виктор Матизен.

Накануне весь "Кинотавр говорил о другом. Во внеконкурсной программе Петр Тодоровский показал свой новый фильм "Риорита". Эта военно-полевая драма не похожа ни на один его фильм про войну. В ней нет былой женской романтики. "Риорита" – это жесткая мужская история. Герои картины – отец и трое сыновей – становятся жертвами не пули, а профессионального провокатора, который в свою очередь стал жертвой воспитания сталинской системы. Впервые у Тодоровского главным героем стал негодяй. "Это в назидание. Люди должны знать что такие люди были. Они были воспитаны советской властью. Я снял картину, чтобы люди знали: это было. Но есть люди, которые не хотят этого знать, и то, что они не хотят этого знать, – это большая опасность", – утверждает Тодоровский.

Сегодня у жюри последний рабочий день, и, судя по серьезным лицам, им вновь трудно сделать выбор. "Кинотавр" вышел на финишную прямую. Завтра к вечеру станут известны победители.

Все материалы о фестивале>>>