16.06.2008 | 12:10

Выставка "Футуризм - радикальная революция. Италия - Россия"

Сегодня в столице открывается выставка "Футуризм - радикальная революция. Италия - Россия". Масштабная экспозиция посвящена столетию возникновения одного из самых влиятельных направлений в искусстве XX века. Именно в Италии и России футуризм оформился в мощное художественное течение и объединил самых ярких творцов своего времени. В Музее изобразительных искусств имени Пушкина представлено около трехсот произведений русских и итальянских футуристов. И это не только живопись, но и эксперименты в скульптуре, графическом дизайне и архитектуре. За подготовкой выставки наблюдали "Новости культуры".

Монструозную шарманку, издающие техногенные звуки, художник Луиджи Руссоло соорудил, чтобы изменить музыку. Узнай итальянский футурист, что потомки сочтут его новаторский инструмент арт-объектом и выставят в музее, он наверняка бы оскорбился.

Музеи футуристы называли кладбищами искусства, а вот технику, напротив, уважали. Окажись они сегодня на развеске собственной выставки, больше всего им, наверное, понравился бы представленный здесь гидравлический подъемник.

Технические изобретения меняют жизнь людей. К тому же стремились и футуристы. Это и позволяет назвать их радикалами.

Габриелла Белли, куратор выставки (Италия): "Футуризм –первая страница в истории итальянского модернизма. Но значение этого движения гораздо шире. Футуризмом для Италии отмечено начало современности. Ведь до того эта страна всегда позиционировала себя как историческое место или музей.

Сеньора Белли привезла на московскую выставку 120 футуристических произведений из Музея современного искусства Роверто и Тренто. В их числе - "Оптимизм – Пессимизм" Джакомо Балла – попытка нефигуративного изображения динамики; "Балерина с попугаями" Фортунато Деперо – этот художник дружил с Ларионовым и работал с Дягилевым - и "Мадам Эс" Джино Северини, который жил в Париже и увлекался кубизмом. Все это из обязательного списка по истории итальянского футуризма. Как и скульптура Умберто Боччони "Единые формы протяженности в пространстве".

Владимир Горяинов, научный сотрудник ГМИИ им. Пушкина: "Фигура как бы разлагается на несколько частей, и потом эти части динамично собираются в одно единое движение, в новую форму, которая передает и само движение, и ту энергию".

Движение – бог футуристов. "Гоночный автомобиль - прекрасней Ники Самофракийской", - утверждал Маринетти. Городской транспорт – излюбленный сюжет футуристической живописи. Поезда рисует и Наталья Гончарова. Но на самом деле русские футуристы или "будетляне", как сами они себя называли, к технике относились с меньшим пиететом.

В российской части экспозиции - шедевры Аристарха Лентулова, Давида Бурлюка, Михаила Ларионова, Александры Экстер, Казимира Малевича и даже живописное полотно поэта Владимира Маяковского -"Рулетка".

На выставке представлены документы: эксперименты футуристов в архитектурной и книжной графике, фотографии и, наконец, манифесты. Возможно, самый эффектный жанр футуристического искусства. Окончательно перестроить жизнь с помощью этих манифестов у футуристов, к счастью, не получилось, но представления об искусстве они изменили навсегда.
Читайте также: Звезды русского авангарда на телеканале "Культура"

Андрей Сарабьянов об истории футуризма