23.05.2012 | 19:39

Усадьба Желтухина в Рязани на грани разрушения

Развалины памятника архитектуры федерального значения – усадьбы генерала Желтухина – живописными назвать нельзя. Но они красноречиво живописуют положение, в котором оказались многие отечественные памятники. Между тем, усадебный комплекс представляет еще и исторический интерес. Владелец имения два года был издателем московского журнала «Землевладелец», который публиковал статьи о тяжелой крестьянской доле и путях ее облегчения. Этими же вопросам Желтухин впоследствии занимался и в составе тайной комиссии Николая Первого, которая много сделала для упразднения крепостного права. О том, как выглядит благодарность потомков, рассказывают «Новости культуры».

Сегодня блестящий образец классической архитектуры, пребывает в запустении. На колоннах с лепниной свили гнезда птицы, лианы дикого винограда оплели фронтоны и проросли сквозь крышу, дымоходы угловых печей зияют черными глазницами. В советское время в барский дом сначала поселили агротехникум «Челюскинец», а потом школьников. В восьмидесятых детей перевели во флигель. Теперь даже статус охраняемого памятника федерального значения не спасает этот дом от медленного разрушения.

Сквозь молодую поросль кленов до сих пор читаются фрески в античном стиле, и даже руины не могут скрыть прежнего богатства барского дома. И полы, и крыльцо в усадьбе были вымощены дивной красоты именной плиткой, на обороте которой можно было прочесть имя производителя. До сих пор на осколках можно разобрать буквы.

Желтухин одним из первых в России обзавелся катером. Благо в усадьбе была целая система каскадных прудов с насыпными островами по центру. Рассказывают, будто на них стояли беседки, где барин любил чаевничать в погожий день. На остров можно было подняться по резным деревянным мосткам.

В усадебный комплекс, помимо прудов и дома, входят фруктовые сады, к которым был приставлен целый штат садовников, липовая роща, конный двор – барин любил лошадей, и Воскресенская церковь – тоже памятник архитектуры федерального значения.

«Эта церковь упоминается впервые в 1676 году. Церковь перестраивалась три раза, сначала она была деревянная, потом каменная, и только в 1854 году она была построена в таком архитектурном стиле, в одном ансамбле с барской усадьбой», – говорит краевед Марина Фирсова.

После революции церковь первым делом лишилась колокольни, потом здесь хранили зерно, удобрения, чинили трактора. Но даже черная копоть техники не скрыла росписи. Со стен храма смотрят образы святых и картины Страшного суда. В восьмигранные окна над фронтонами заглядывает солнце и корни деревьев.