17.06.2008 | 11:30

Борьба за знамя. Советское искусство между Троцким и Сталиным

Специалисты едва не проглядели целую главу в истории отечественного искусства – так считают организаторы выставки «Борьба за знамя. Советское искусство между Троцким и Сталиным». Экспозиция, которая открывается сегодня в «Новом Манеже», должна отчасти восполнить этот пробел. В ней собраны работы знаменитых и совершенно неизвестных художников, созданные в период между закатом российского авангарда и началом эры сталинского соцреализма. Рассказывают «Новости культуры».

«Смотри на буржуазию глазами Ленина» – так называется работа современного художника Дмитрия Гутова. Куратор Екатерина Деготь выбрала ее в качестве эпиграфа к выставке неизвестного советского искусства. Не без намека на актуальность левых идей в эпоху наступившего капитализма. «Я много лет этим интересовался, но никогда не видел. Знал по разным вариантам, но это гораздо лучше», – замечает художник.

В картине Федора Богородского 1931 года Дмитрий Гутов увидел усвоенный супрематизм и не характерное для авангарда социальное содержание. «Художник этим языком геометрической композиции владеет уже, как азбукой, но вписывает в эту композицию завод, увиденный сверху», – пояснят Гутов. Такое искусство существовало между авангардом и соцреализмом, в период с 1926 по 1936 годы, однако до сих пор никто не выделял эту эпоху в отдельную главу истории советского искусства. «Удивительно свободное время. Весь догматизм 1920-х уже изжит, а сталинский догматизм еще не созрел», – продолжает Дмитрий Гутов.

Когда пришел Сталин и соцреализм восторжествовал, такие произведения стали обвинять в формализме. Сегодня же они, напротив, выглядят наивно-реалистичными и вопиюще небуржуазными. Кроме того, у такого искусства не очень удобный формат.

Оригинальные размеры фото-фриза Эль Лисицкого и Сергея Сенькина – три метра сорок сантиметров на тридцать метров. Для выставки «Борьба за знамя» Елене Гаспаровой и Валерию Ахмадулину пришлось его уменьшить. Шедевр фотомонтажа предназначался для демонстрации достижений Советской России на Международной выставке в Кельне. «Между каждой секцией были такие пилоны – так эти флаги назывались. Не просто плоская картина – эти флаги задавали членение», – рассказывают художники.

У выставки «Борьба за знамя» есть своя структура. Фото-фриз будет соседствовать с плакатами и прочими произведениями агитационного искусства в разделе «Мы и они». Живопись свободных голубых пространств представлена в зале под названием «Полет». Картину Бориса Голополосова «Борьба за знамя», давшую название выставке, можно увидеть в третьем зале. «Зал, в котором мы стоим, – это зал площади, диспута, труда», – замечает архитектор Константин Ларин.

Дата создания и название картины Дмитрия Лебедева из частного собрания остается под вопросом. Ясно одно: важнее традиций авангарда для художника стали традиции Возрождения. Монументалист Георгий Рублев изображает Первый трактор на Украине, почти как Матисс свои «Танец» и «Музыку». Эта выставка готовит много сюрпризов и открывает забытые имена.
Читайте также: Екатерина Деготь о выставке «Борьба за знамя. Советское искусство между Троцким и Сталиным»