17.06.2008 | 19:59

Екатерина Деготь о выставке "Борьба за знамя. Советское искусство между Троцким и Сталиным"

В студии "Новостей культуры" побывала куратор выставки "Борьба за знамя. Советское искусство между Троцким и Сталиным" Екатерина Деготь.

- Как возникла идея этой выставки и где собирались полотна для экспозиции?

- Я уже однажды делала выставку соцреализма, брала работы из собрания музейно-выставочного центра "Росизо". И там я увидела одно полотно, которое в мою бельгийскую выставку не влезло, потому что не лезло ни в какие ворота, ни в каком смысле слова. Оно было размером шесть метров, она была очень странное, это даже была не совсем картина, это было нечто, что принимало участие, скорее всего, в какой-то театральной постановке. И называется это "Лакей и Пуанкаре". И я дала себе слово, что я сделаю выставку, которая будет построена как бы вокруг этой работы.

- А почему советское искусство от авангарда до соцреализма оказалось в забвении?

- Оно как-то никому не нужно. Но оно так себя и позиционировало, как бы мы сейчас сказали, оно хотело быть не буржуазным, оно хотело не нравиться, оно хотело, чтобы его зритель не был потребителем, а поскольку сейчас все мы стали потребителями, то это искусство не очень подходит. Оно странное, интересное, но оно, может быть, не всегда красивое в каком-то традиционном смысле слова. Это что-то такое, что должно нас звать на борьбу, а, может быть, мы не хотим, чтобы нас звали на борьбу, поэтому это искусство не очень было популярным.

- А насколько правомерно выделять советское искусство конца 20-х - начала 30-х годов в отдельный художественный период и в чем его главная особенность?

- Для людей того времени – это было совершенно ясным, это называлось эпохой культурной революции. И мы сейчас помним, что у нас были индустриализация и коллективизация, это мы знаем. А еще у нас была культурная революция, которая на самом деле была гораздо интереснее. Она, например, привела в искусство огромное количество самодеятельных художников, которые совершенно фантастически делали вещи. На выставке у меня можно будет их увидеть. Они, мне кажется, даже лучше, чем работы профессиональных художников во многом. То есть изменился совершенно социальный состав художников, задачи искусства. Тогда было ясно, что это культурная революция. Но очень скоро это как-то закончилось.

- А какие открытия ожидают посетителей выставки?-

- Интересные работы художников, которых вроде бы мы знаем, как, например, Илья Машков – известен нам как мастер натюрмортов с фруктами, цветами, а тут, вместо фруктов и цветов, фрукты в другом смысле слова: бюст товарища Сталина, бюст товарища Маркса и бюст товарища Ленина. И немножко цветов. И другие авторы, которые предстанут перед нами, может быть, в несколько неожиданном качестве.
Читайте также: Борьба за знамя. Советское искусство между Троцким и Сталиным