18.06.2008 | 14:50

"Советский модернизм" длиною в десять лет

Длительность эпох может варьироваться от нескольких тысячелетий до нескольких лет. Например, эпоха в истории искусства, представленная в концептуальной экспозиции под названием "Борьба за знамя. Советское искусство между Троцким и Сталиным" охватывает довольно короткий, но очень содержательный период – десять лет, с 1926 по 1936 годы. Выставка открылась в столичном "Новом Манеже". Рассказывают "Новости культуры".

Эти работы за последние семьдесят лет почти не покидали запасников музея. О них вспоминали редко, по случаю. Никто не знал, как относиться к левому искусству в момент политических коллизий. Куратор выставки Екатерина Деготь, отыскала в запылившихся хранилищах живописные раритеты конца двадцатых – начала тридцатых годов, когда Советская Россия жила одним вопросом: кто подхватит знамя Ленина? "Искусство этого времени создавалось не для процесса созерцания, а которое провоцировало споры", – поясняет она.

В центре экспозиции представлен фото-фриз. Елена Гаспарова и Валерий Ахмадулин реконструировали фотоколлаж Лисицкого и Сенькина, сделанный в 1928 году для выставки в Кельне. Это было огромное полотно тридцать на три с половиной метра. Художники воссоздавали его по трем крохотным фотографиям. "Это был 1928 год – огромные фотографии нельзя было печатать, склеивали маленькие склейки, получались двойные брови", – рассказывает Елена Гаспарова.

Художник Андрей Бартенев не упускает возможности пополнить свой личный фотоархив уникальной хроникой. "Мне нравится, как из грузовиков выложено "1930"", – говорит он. Период с 1926 по 1936 год называют "золотым десятилетием советской фотографии". Жесткие рамки соцреализма тогда не душили художников и фотографов. "Не зря называется "Между Троцким и Сталиным"", – замечает историк фотографии Александр Логинов.

В экспозиции можно увидеть двести пятьдесят работ. Среди знаменитых фамилий – Дейнека, Самахвалов, Родченко, Лабас – встречаются малоизвестные и практически незнакомые. Произведения, представленные в экспозиции, для многих оказались шоковой терапией. "У каждого художника есть в сундуке вещи, которые не хотелось бы представить, а здесь что-то запретное как будто подсмотрели", – замечает художница Татьяна Назаренко.

"Смотри на буржуазию глазами Ленина" – эту работу Дмитрий Гутов сделал с маленького плаката на демонстрации. После 1924 года рисунки, плакаты, картины с изображением вождя были канонизированы. Их делали строго по клише, а это изображение отличалось от своих клонов. "В этом плакате возвращается подлинная энергетика", – считает Дмитрий.

"Советский модернизм" длиною в десять лет стал исторической эпохой, когда страна выбирала путь демократии или диктатуры. "Был период, когда нельзя было улыбаться, нельзя было быть другим. Такие выставки воспитывают новое поколение", – поясняет президент Российской Академии художеств Зураб Церетели.

Произведения, созданные между закатом российского авангарда и началом эры сталинского соцреализма выглядят наивно-реалистичными. В них нет никаких намеков на формализм, в котором потом так часто упрекали современных художников.

Читайте также:
Борьба за знамя. Советское искусство между Троцким и Сталиным

Екатерина Деготь о выставке "Борьба за знамя. Советское искусство между Троцким и Сталиным"