18.06.2008 | 15:35

Коллекция айну-картин Хирасавы: сенсационное открытие

В середине 80-х в Омский музей изобразительных искусств имени Врубеля под грифом "произведения неизвестного японского художника" поступили 12 графических листов. Более десяти лет российские и японские искусствоведы пытались разгадать тайну загадочных акварелей. Результаты изысканий специалисты из страны Восходящего солнца назвали "сенсационными". Оказалось, что в Омске хранится самая крупная в мире коллекция айну-картин японского художника Безана Хирасавы. Для сравнения: в Токийском национальном музее – всего четыре работы этого мастера. Подробности - у"Новостей культуры".

Ровно три года семьи древнейшего народа Японии - айнов – бережно взращивали медвежонка, а потом… убивали, веря в то, что душа животного расскажет об их страданиях высшим божествам. С этого ритуального сюжета началась история "омской сенсации". Хранитель отдела графики омского музея Галина Севостьянова, однажды листая каталог, обнаружила в нем изображения необычных человеческих существ, подобных тем, что видела на хранимых ею акварелях. Японские коллеги моментально отреагировали на телефонный звонок и письма из Сибири. Так безымянная акварельная коллекция обрела автора. Более четверти века профессиональный художник Безан Хирасава на острове Хоккайдо охотился и рыбачил с айнами.

Галина Севостьянова, сотрудник омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля: "Художник использовал не только восточную бумагу, но рисовал и на бумаге европейского происхождения. На хорошо проклеенной европейской бумаге, а по одной из версий, это может быть бумага русского происхождения, художник рисовал, как миниатюрист".

В отличие от бумаги местного производства, не предназначенной для водяных красок, и которую приходилось подклеивать с обратной стороны, европейские листы позволяли художнику писать филигранные сюжеты. Вслед за "бумажными" открытиями омских реставраторов японские специалисты на одной из этих акварелей впервые выявили авторскую подпись Хирасавы. А на работе "Прививка от оспы" была обнаружена (также впервые) авторская датировка. Все эти открытия вошли в первую книгу новой просветительской серии "Первая публикация: музейные раритеты".

Борис Коников, директор омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля: "То, что 12 акварелей обнародованы в таком прекрасном издании – это культурологический феномен. Этот художник посвятил себя одному из немногих: их, может быть, четыре-пять - современных народов в мире, которые вызывают такой интерес и с которыми связано такое количество загадок, связанных с мировой историей, с происхождением человечества, народов. Через понимание их истории можно выйти на решение очень важных глобальных исторических проблем мирового уровня".

Более шести миллионов человек – такова была численность древнейшего народа Японии – айнов - в эпоху Средневековья. Сегодня специалисты насчитывают всего 15-20 тысяч. Двенадцать омских акварелей – существенный вклад в сохранение культуры представителей этого одного из самых загадочных этносов на Земле.