18.06.2008 | 18:44

Садовничий: образование - один из безусловных приоритетов РАН

Образование относится к числу безусловных приоритетов Российской академии наук. Об этом заявил сегодня на совещании в РАН по вопросу взаимодействия Академии наук и высшей школы вице-президент РАН, ректор МГУ академик Виктор Садовничий.

"Основополагающими принципами всей системы высшего образования, -подчеркнул он, - являются доступность, фундаментальность и качество.
Именно они определяют эффективность и конкурентоспособность образования".

По оценке ректора, "90-е годы оказали разрушительное воздействие на систему образования, новая политическая реальность обернулась для образования своей не лучшей стороной - отсутствием необходимого государственного финансирования и, как следствие, утечкой интеллектуального потенциала, угрозой приватизации университетов".

"За период с 90-го по 2000 год общая численность персонала, занятого исследованиями и разработками в России, - сообщил Садовничий, - сократилась более чем наполовину. В абсолютных цифрах наука потеряла более 1 миллиона человек... на постоянное место жительства за рубеж выехало 20 тысяч человек, занятых в сфере науки и образования. Еще 33 тысячи человек работают за границей по контрактам, т.е. большинство из них основную часть времени или постоянно находятся за рубежом и лишь формально числятся в наших списках".

Вместе с тем, отметил ректор МГУ, "хорошо, что сейчас начали создаваться условия для возврата уехавших в 90-х годах наших специалистов и для приезда к нам зарубежных специалистов. Это и есть настоящая академическая мобильность",

"Более 10 лет мы живем в условиях реформирования системы образования, - напомнил академик Садовничий. - Начавшиеся еще в 90-е годы реформы продолжаются полным ходом и часто далеко не лучшим образом сказываются на положении дел в образовании как высшем, так и среднем. Сегодня реформа в разгаре". По словам вице-президента РАН, "поскольку сейчас России принадлежит малая часть мирового рынка образования - десятые доли процента, - то делается вывод о неконкурентоспособности нашей высшей школы, и некоторые чиновники считают, что это связано в первую очередь с качеством образования, которое, по их мнению, не выдерживает международной конкуренции".

"З последние 15 лет неоднократно менялись организационные формы преобразований, - отметил Садовничий, - но неизменными оставались идеи реформирования, направленные на прямое следование зарубежным образцам".

"На наш взгляд, - подчеркнул он, - это чревато утратой очевидных, признаваемых во всем мире достижений отечественного образования. Заметим, что западные страны сами не стремятся ломать свои системы образования и отказываться от собственных достижений".

Говоря о тестировании, на котором основан ЕГЭ, академик отметил, что "в западных странах его позиции в лучшем случае можно назвать маргинальными, в частности, в США "система не сводится к тестам, там есть еще эссе, есть рекомендательные письма и многое другое".

"Никто не доказал, что российская система образования плохая, - констатировал глава МГУ, - что она хуже, чем в других странах. Больше говорят о том, что она должна быть иной, причем такой, какая нужна как бы не нам, а кому-то. И вот парадокс - Россия - единственная страна, которая критикует свое образование и ругает", потому что оно не такое, как у других.

"Мы не против изменений в образовании, более того, считаем их необходимыми, - заявил Садовничий. - Следует отметить, что много полезного, особенно в последнее время, вместе с министерством (Минобрнаука) нами было сделано. Но часто преобразования совершаются не после серьезного научного анализа, не после тщательных расчетов всех последствий".

***

Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова абсолютно объективно превосходит в фундаментальной подготовке на первой стадии любой из 50 ведущих университетов мира. Об этом заявил сегодня на совещании в РАН по вопросу взаимодействия Академии наук и высшей школы вице-президент РАН, ректор МГУ академик Виктор Садовничий.

Как рассказал ректор, в МГУ "была создана комиссия, членами которой были только те академики, профессора, которые работают в зарубежных университетах, и только они делали доклады по сравнительному анализу учебных планов 50 ведущих зарубежных университетов и Московского университета и ряда других университетов". "Это была серьезная работа с точной статистикой, и я привожу ее результат, - сказал Виктор Садовничий. - Из всего перечня учебных курсов по естественно-научным дисциплинам, читаемых во всех 50 ведущих университетах мира в сумме, две трети читаются в Московском университете, в то время как в каждом из сравнивавшихся ведущих университетов читается меньше половины этих курсов".

"Мы абсолютно объективно превосходим в фундаментальной подготовке на первой стадии любой ведущий университет мира", - не без гордости констатировал ректор МГУ. "Однако, выигрывая в обучении студентов, мы проигрываем в аспирантуре, - признал он. - Поэтому подготовка аспирантов и докторантов должна занимать особое место в наших планах". "Прекрасным примером необходимости повышения уровня аспирантуры и докторантуры является раздел "Образование" академической программы по развитию нанотехнологий, которую в целом ведет академик Жорес Алферов", - отметил Виктор Садовничий.

Он также рассказал, что проблема утечки умов не обошла МГУ стороной. Ректор университета признал, что за перспективными студентами некоторых факультетов, в частности, физического, биологического и вычислительной математики и кибернетики, начиная с 3-го, 4-го курсов, ведется "охота" представителями зарубежных научных центров и компаний. "Так и есть, - сказал Виктор Садовничий, -проблема острая. Хотя несколько уменьшен поток отъезда уже зрелых, крупных ученых, потому что сейчас условия здесь стали лучше". "Проблема есть, - констатировал ученый, - и она может быть решена только принятием на высоком уровне крупных мер по созданию условий" для жизни и работы после окончания учебы. "Мы этой проблемы не боимся, - Сказал Виктор Садовничий, - но учитывать ее надо".