19.06.2008 | 13:22

Орельен Бори действует по "Плану Б"

Помимо классического театра, который опирается на драматургию и слово, у театра авангардного есть направление "другой театр", который объединяет смежные сценические жанры. Именно так обозначили три года назад свой проект организаторы фестиваля "Другой театр из Франции". В этом году в проекте участвует не только Франция. К ней присоединились Швейцария и Россия. Фестиваль открылся французским спектаклем "План Б". О его московской премьере рассказывают "Новости культуры".

Выражение "план Б" встречается, как правило, в детективах. Это запасной вариант, если не удается "план А". Создателю тулузского театра "Компани 111" Орельену Бори очень нравится эта идея – разрабатывать основной план и, на всякий случай, придумывать запасной. Третьего уже не дано.

Бори увлекается ранним кинематографом, в частности, работами Жоржа Мельеса. Своими учителями он считает Мейерхольда и Тарковского, из писателей более всего чтит Достоевского. Он вообще очень любит русскую культуру.

В философских буффонадах Бори нет места слову, потому что существует другой язык – язык цирка, театра, танца, визуального искусства. Его спектакли – это исследование, желание по-новому понять пространство театра и внедрить в это пространство видео, свет, звук. Скорость, с которой меняется этот мир, вынуждает очень быстро приспосабливаться к этим изменениям. Режиссер размышляет о том, достаточно ли сильна человеческая сущность, чтобы выжить в этом мире. На эту тему он создал три спектакля.

"В этой трилогии есть первая часть, которая посвящена объему; есть завершающая – "Более или менее бесконечность", – которая исследует другое измерение, линию. Центральная, связующая – это измерение плана – дальнего, ближнего, нижнего и верхнего, перспективы и плоскости, собственно, это и есть "План Б", который мы привезли на фестиваль", – рассказывает мастер.

Бори, как правило, занимается разработкой спектаклей, а также принимает участие в постановочном процессе совместно с приглашенными режиссерами. Над "Планом Б" он работал вместе с бруклинским режиссером, имеющим русские корни. Его зовут Фил Солтанофф.

Создание новой театральной реальности, основанной на геометрии, музыкальности и способности актеров общаться без слов – это и есть французский "План Б" – другой французский театр.

Читайте также:
Другой театр из Франции и не только