20.06.2008 | 10:53

Женщина с множеством лиц: Изабель Юппер

В мире, пожалуй, найдется немного актрис, которые могли бы заменить Изабель Юппер в шокирующем фильме 2001 года "Пианистка", сохранив при этом рассудок и душевное равновесие. Как и у каждой великой актрисы, у Юппер столько же лиц, сколько ролей. Вероятно, в этом и заключается ее секрет. "Женщина с множеством лиц: Изабель Юппер" – выставка видео- и фотопортретов, созданных выдающимися мастерами современности, открылась в Москве в Центральном Манеже, накануне появления актрисы на Московском Международном кинофестивале. Рассказывают "Новости культуры".

Оказывается, аура музы Клода Шаброля и Михаэля Ханеке распространяется не только на кино, но и на фотопленку. На фотографиях – великая модель, а по другую сторону фотоаппарата – великие художники. "Люди, которые хотят узнать, что такое современная фотография, ракурс, взгляд и, собственно, драйв – потому что именно драйв отличает одно время от другого, – пусть придут сюда. Эта историю фотографии, дайджест", – утверждает директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова.

Анри Картье-Брессон и Робер Дуано, Хельмут Ньютон и Нан Голдин – сто самых известных фотографов разных поколений и разных стилей в разное время снимали Изабель Юппер. Это необязательно портреты. На снимке Хироши Сугимото от актрисы остался только затылок перед белым киноэкраном, а для Робера Дуано она стала персонажем парижского квартала Монтрей. Работая с такой моделью, многие фотографы создают неожиданные работы. У Хельмута Ньютона, создателя жестких и агрессивных женских образов, Изабель Юппер –сама открытость и нежность. Провокационный Ник Найт снимал ее так элегантно, будто он Мэн Рей. За каждым снимком – тайна Изабель Юппер.

"Мы видим, как модель трансформируется взглядом. Это главное, что мы можем вынести из этой выставки", – замечает критик Михаил Сидлин. "Стоит вопрос, как произошло так, что все звезды мировой фотографии заинтригованы ей. Здесь приходят на ум слова, которые я когда-то слышала от Гурченко: "У меня нет лица, я же актриса"", – говорит Ольга Свиблова.

Портреты Изабель Юппер сильно отличаются от привычных снимков кинозвезд и фотографий из модных журналов. "Достоинство этой выставки в наше гламурное время, когда журналы заполнены фотосессиями в модных тряпках или съемками папарацци, это выставка, в которой сам предмет станосится многогранным", – считает художник Юрий Аввакумов. Еще один удивительный факт: куратор выставки Рональд Шаммах – искусствовед и по совместительству муж Изабелль Юппер.