20.06.2008 | 17:20

Балет Нью-Джерси приехал в Москву

Два дня в столичном Театре Эстрады будут звучать бродвейские ритмы. Сегодня в Москве начинаются гастроли Балета Нью-Джерси. Этот год для американской труппы – юбилейный. Коллектив отмечает пятидесятилетие мировым турне, которое началось в России. Выступления танцовщиков уже прошли в Великом Новгороде и Санкт-Петербурге. Мнения критиков разделились: одни сочли программу слишком непритязательной, другие – напротив, оценили ее легкость и юмор. Рассказывают "Новости культуры".

Балет Нью-Джерси – самая демократичная и космополитичная труппа, одна из тех, кто удивляет и задает тон в классическом балете Америки. Хотя самих американцев в ней можно сосчитать по пальцам. Танцовщики и балерины из восьми стран мира. Виолета Ангелова приехала в Нью-Джерси из Болгарии, Котоэ Кохима – из Японии, Сергио Амарантэ – из Аргентины. "Это прекрасно, когда в труппе артисты со всего мира. У всех разные школы, разный опыт и уникальная энергетика, которую они привносят в каждый спектакль", – замечает художественный руководитель Балета Нью-Джерси Каролина Кларк.

Для основательницы труппы интернационализм уже давно возведен в творческий принцип. Каждый артист приходит в коллектив хоть и с маленьким, но собственным багажом. Каролина выступает за смешение разных культур и традиций – этот микс и определяет фирменный стиль Балета Нью-Джерси. "Каждый танцовщик индивидуален. Мы не делаем клонов. Нам важны их собственные ощущения и вкусы. Самобытность труппы – в ее ярких исполнителях", – утверждает Каролина Кларк.

В Московской гастрольной афише – американский репертуар. Немного джаза и танго. За полвека бродвейских номеров у коллектива накопилось немало. С труппой работали профессионалы экстра-класса – Баланчин, Тюдор, Небрада, Роббинс. "В Америке атмосфера сопутствует таким легким постановкам, и много хореографов хотят ставить", – обращает внимание танцовщица Балета Виолетта Ангелова.

Вместо балетных пачек – коктельные платья и полосатые футболки. Вместо принцев и сильфид – сооблазнители и тангеро. В танцах много акробатических приемов и трюков. Свободный стиль не только в танце. Вместо оркестра звучит фонограмма. Это хоть и снижает эмоциональный градус, но делает труппу мобильнее. Публика Балета Нью-Джерси – это не только дамы в бриллиантах и мужчины в смокингах. Танцовщики часто выступают в обычных школах. В Америке разработаны специальные программы – чтобы там занимались не только бейсболом и футболом, но приобщались к высокому искусству. "В Америке существуют специальные программы, когда в школах мы показываем спектакли. Они отличаются и даже пишем чтобы понятно о чем", – говорит Виолетта Ангелова.

Американской провинцией Балет Нью-Джерси не испугать. Труппа долгие годы выступала в школьных залах, а за пределы родного штата выехала только четверть века назад. Дэвид Томаки – солист Балета Нью-Джерси – попал на спектакль труппы еще мальчиком. "Впервые я видел балет в четыре года, когда родители привели меня на "Щелкунчик". Я сразу влюбился в это искусство. В пять лет уже танцевал какую-то маленькую детскую партию. С семнадцати лет я профессиональный танцовщик Балета Нью-Джерси", – рассказывает он.

Для Москвы Балет Нью-Джерси пока остается терра инкогнито. Санкт-Петербург и Новгород встретили труппу сдержанно, но американцы не сомневаются, что им удастся поднять градус столичной публики.