20.06.2008 | 18:12

Художественный перфоманс Виктора Плотникова

Недавно в Курганском театре "Гулливер" состоялась премьера необычного спектакля – "Каприччио (двойной со сливками)". Идея постановки принадлежит челябинскому художнику Виктору Плотникову. Пятнадцать лет назад вместе с Вячеславом Полуниным он придумал знаменитое "Снежное шоу", объединившее пантомиму, клоунаду, кукольное представление и музыку. С тех пор Плотников не прекращает экспериментировать в области синтетического театра. О жанре, которому пока не придумали название, и о его творцах рассказывают "Новости культуры".

Современное театральное зрелище рождается на стыке нескольких видов искусств. Самое актуальное сочетание – синтез драматического театра и циркового шоу. Такое зрелище не предполагает ни сюжетной канвы, ни основы литературного текста. Главное – визуальные эффекты, знаки, символы. Спектакль состоит из разных, независимых номеров. В каждом из них задействованы технологичные куклы и сложные декорации. Актеры в таком театре могут быть обычными людьми, а могут быть куклами, декорациями, акробатами и даже экспонатами.

Художник Виктор Плотников за всю жизнь придумал около сорока спектаклей и бессчетное количество персонажей, кукол и предметов, способных сделать происходящее на сцене по-настоящему увлекательным. Курганскому театру кукол "Гулливер" повезло. Стремление к экспериментам совпало с желанием художника реализовать свои фантазии.

СНХ Виктор Плотников, художник: 25:34 "Здесь использовано много материала, к которому я время от времени возвращаюсь все свое творческое существование. Вплоть до того, что есть номера, которые я делал для своих предыдущих работ, но не использовал по разным причинам. Даже куклы некоторые – "Риголетто", например", – рассказывает Плотников. "Это кукольный театр наивный, весь на ниточках, он весь на этой простоте, но добивается магичности", – отмечает Вячеслав Полунин.

Магия Плотникова – это сочетание жизненного опыта и хорошего знания истории мировой культуры. Еще одна характерная особенность нового синтетического театрального искусства, названия которому еще даже не придумали и жанр которого не определили, – в том, что авторы спектаклей часто используют похожие приемы, а иногда и вовсе одинаковые. Фокус в том, что спектакли при этом получаются абсолютно разные. "Я последний спектакль Жанти смотрел – "Край земли". Там просто цитаты идут. Это происходит постоянно. Я же не буду ему предъявлять какие-то авторские", – продолжает Виктор Плотников. "История с цитированием других произведений, если она нужна автору, если он не строит на ней базис, а делает ассоциативные толчки, – это нормально", – считает Вячеслав Полунин.

На Западе "художественный перформанс" – так условно называют этот жанр – используют давно. Корифей этого направления – французский режиссер Филипп Жанти. Он с успехом гастролирует по всему миру, собирая полные залы и хорошую кассу. "Нам повезло. Театру дали государственную субсидию. Каждый спектакль играется в течение трех лет. За счет этого мы можем позволить себе поставить следующий", – признается Филипп Жанти. "Когда ты это все начинаешь калькулировать, ты понимаешь, какие огромные деньги за этим стоят. Поэтому тут даже и ровняться на это невозможно", – говорит Плотников.

Вячеслав Полунин уже много лет живет в Европе. Там он играет, ставит и репетирует. В России, уверен актер, продвижение подобных проектов возможно только при поддержке государства. "Нужны институты, организации, которые внимательно смотрят, где – что появилось, помогают из этого места как-то выйти. Пока таких институтов у нас вообще не существует", – отмечает Полунин. Все это дело будущего, а пока подобная идея в современном театре будет существовать лишь в единственном экземпляре.