21.06.2008 | 13:48

"Итальянский Достоевский" на Московском кинофестивале

"Демоны из Санкт-Петербурга" – это кинодрама о Достоевском и его героях. Фильм снял итальянский режиссер Джулиано Монтальдо. Предполагалось, что в российском прокате картина будет называться "Бесы Санкт-Петербурга". Видимо, "Демоны" возникли в названии во избежание прямых ассоциаций с известным романом писателя. Премьера фильма состоялась в Италии в апреле, а минувшим вечером была показана на Московском кинофестивале в рамках программы "Гала-показы". "Достоевский не только ваш. Он принадлежит всему миру", – так начал свою пресс-конференцию итальянский режиссер. Рассказывают "Новости культуры".

Итальянцы задумали снять фильм о Достоевском более двадцати лет назад. Эту идею Андрей Кончаловский обсуждал с Карло Понти после выхода на экран культовой картины "Подсолнухи". Идея очень нравилась и режиссеру Джулиано Монтальдо. "Хотя прошло много времени со дня первой идеи, Достоевский все время оставался у меня в сердце. Я все время думал о нем и продолжал читать Достоевского. Я все любил: его страсти, его слабости, его болезни и долги и даже его страшную судьбу с лжерасстрелом и дальнейшей сибирской ссылкой", – признается Монтальдо. Встреча режиссера со сценаристом Сарбондини решила исход событий. Сарбондини тоже "болел" Достоевским. Кроме того, он прожил в России больше двух десятилетий.

Такой Достоевский непривычен для российского массового зрителя. Он мечется меж двух огней. Ему близки революционные идеи, но он не приемлет насилия. Великий гуманист, для которого равноценны жизни крестьянской девочки и Великого князя, балансирует между царским режимом и террористами. Он призывает обе стороны обходиться без жертв. "Вся его жизнь – это роман, основанный на страстях, страданиях, болезни и невероятной щедрости. За что, кстати, я его особенно люблю. Он, находясь в долгах, при этом умел отдавать последнее другим людям", – замечает Джулиано Монтальдо.

Болея за судьбы живых людей, он жадно пишет. Роман "Игрок", по фильму, Достоевский создает всего за пять дней и ночей. Картина "Демоны Санкт-Петербурга" снималась тоже весьма стремительно – всего за пятьдесят дней в Санкт-Петербурге и Турине. "Когда я брожу по Петербургу, мне кажется, что я в Турине", – говорит режиссер. Он уверен: если российский зритель почувствует его любовь к Достоевскому, то эта картина будет ему близка. Тогда вряд ли кто-то скажет, что у Монтальдо получился "итальянский Достоевский".

Все материалы о кинофестивале>>>