24.06.2008 | 10:53

Опыт актерской оперы на тему "Руслана и Людмилы" Пушкина и Глинки

В Московском драматическом театре имени Станиславского состоялась необычная премьера. Жанр спектакля обозначен в афише как "Опыт актерской оперы на тему "Руслана и Людмилы" Пушкина и Глинки". Он называется "Мученики любви". Испытать способность драматических артистов справиться с виртуозной музыкой Глинки решили музыковед и критик Екатерина Кретова, которой принадлежит идея и сценарий, а также режиссер Татьяна Ахрамкова. Рассказывают "Новости культуры".

Вместо симфонического оркестра – маленький ансамбль, вместо оперных певцов – драматические артисты, а вместо оперы Глинки – драматический спектакль, в котором использована музыка композитора. Сравнивать этот спектакль с оперой "Руслан и Людмила" не рекомендуется.

Адаптируя партитуру для драматической сцены, Екатерина Кретова обошлась с сюжетом вольно, но корректно. Она вернула некоторых пушкинских персонажей – например, ученого кота, который ходит по цепи кругом, – и добавила новых. "Это языческие боги, которые движут действие. Они инициировали разлад свадьбы, они организовали похищение Людмилы. Ассоциативная отсылка к "Сну в летнюю ночь" Шекспира. Боги играют судьбами людей для потехи, от скуки", – поясняет Екатерина.

Для новых персонажей нужен был текст, но ни дописывать Пушкина, ни, тем более, переписывать его нельзя. Пришлось собирать по строчке из разных стихотворений. "Пушкин мне помогал, потому что раскрывала том и сразу попадала на нужные для данного диалога строки", – продолжает Екатерина Кретова. Так что в спектакле все слова – пушкинские, да и все популярные мелодии сохранены. От некоторых колоратур пришлось отказаться, но многие остались.

Спектакль получился современный и веселый. Даже эпизодические персонажи созданы режиссером Татьяной Ахрамковой с большой любовью. Боян появляется на сцене с баяном, а Финн поначалу говорит на финском языке. Наина – вредная старушка со вставной челюстью.

Как публика воспримет спектакль, неизвестно. Для России это абсолютно новый жанр, а в Европе подобные опыты уже были. На одном из них Екатерина Кретова побывала. "Я помню, с какими лицами выходили музыканты. Я думала они убьют Морталеса. Наверное, и меня придут убивать тоже", – полагает она. Ясно одно: равнодушной публика не останется, а вот понравится спектакль или нет, это дело вкуса.