24.06.2008 | 11:08

В Москве открывается Музей-квартира Прокофьева

"Потомки не смогут понять трудного и славного времени, не вслушиваясь в произведения Сергея Прокофьева и не задумываясь над его необычайной судьбой". Так сказал о великом русском композиторе Илья Эренбург. Приблизиться же к тайнам грандиозной и парадоксальной личности самого Сергея Прокофьева можно в атмосфере, которая окружала композитора. Сегодня в Москве открывается музей-квартира Прокофьева. Камергерский переулок, шесть – в этом доме композитор провел последние годы жизни. О прокофьевских местах столицы - "Новости культуры".

До недавнего времени этот памятник был единственным изваянием Сергея Прокофьева, больше классического бюста. Как и музей, открытый в 1966-м году в школе имени композитора. Его вторая жена - Мира Мендельсон – завещала поделить вещи и автографы композитора между двумя музеями и школой – за учащихся похлопотал Мстислав Ростропович. Так здесь оказались многие оригиналы: шляпа (Прокофьев был известным франтом); чашки, из которых Прокофьев пил; книги, которые он читал.

Елизавета Мещеринова, преподаватель Школы им. С. Прокофьева: "Необходимыми вещами на его столе были томик Пушкина и обязательно "Евгений Онегин", затем какие-то журналы из периодики. Журналы аграрные – отец его был агрономом".

Когда весь мир (по традиции) увлекся отмечанием столетия Прокофьева, его личные вещи потребовались всем и сразу. Директору школы пришлось даже идти на прием к председателю Союза композиторов Тихону Хренникову.

Александр Каневский, директор Школы им. С. Прокофьева: "Он сказал: "Это должно быть на Украине, где родился Прокофьев". Я ему: "Тихон Николаевич, ну как же, если всемирное признание пришло к нему в Москве".

В результате братским республикам решили сочувствовать, но вещи Прокофьева оставить там, где им и завещано быть.

Спустя 40 лет – без имущественных претензий – на свет в Камергерском переулке появился второй Музей Сергея Прокофьева. Выстояв против замуровавших все двери фирм и отвоевав здание, в котором Прокофьев жил со своей второй женой, сотрудники музея постарались максимально приблизить дизайн здания к самой музыке Прокофьева.

Галина Сахарова, зав. отделом Музея С. Прокофьева: "Прокофьев настолько богат, настолько разнообразен по стилю, и нам нужно показать смену стилей, какую-то динамику, и его неожиданность, даже, порой, парадоксальность".

Начали с лестницы. Супрематизм, яркая плакатность и фотографии 30-х годов.

Концертный зал. Классика сталинского ампира и эскизы декораций к постановкам его произведений. Здесь же – рояль Сергея Прокофьева, на котором играют – пока – сотрудники музея. Гостиная, которую музейщики назвали артистической. Еще эту гостиную называют "Стальной скок" - из-за фотографий на стенах, на которых эскизы декораций к одноименному балету. Здесь же – фотография Прокофьева на отдыхе (редкость!) Пол – как шахматная доска (Прокофьев был заядлым шахматистом). И плафоны с целым букетом аллюзий.

Но самое интересное и самое камерное пространство – это кабинет Сергея Сергеевича. Он был аскетом и здесь - все только самое необходимое. Шахматы; печатная машинка – все письма он писал сам; набросок к сочинению и… рулетка, подаренная недавно музею внуком композитора.

Он любил материальный мир и любил его измерять. Рулетка – настолько характерный для него предмет, что мы с радостью положили ее в нашу экспозицию.

Настоящие легенды ходят об измерении Прокофьевым времени. Когда тот работал над музыкой к фильмам Сергея Эйзенштейна, он вымерял все темы до секунды. Поэтому в музее есть еще один неслучайный для Прокофьева экспонат. Это – хлопушка, которой в музее очень дорожат. Она сделана по фотографии "Ивана Грозного".

И вполне возможно, что в Музее Прокофьева появятся и новые документы. Согласно завещанию композитора, в год столетия со дня его смерти – то есть 2053-м году – будут открыты последние архивы Сергея Прокофьева. Чего весь мир ожидает с большим нетерпением.