24.06.2008 | 19:37

Княгиня Мария Тенишева в зеркале Cеребряного века

От русской старины до живописи Серебряного века – выставка, которая открылась сегодня в Государственном историческом музее, знакомит с собранием шедевров, по которым можно изучать историю России. Трудно себе представить, что раритеты были собраны одним человеком – княгиней Марией Тенишевой. Художница, коллекционер и меценат, она сыграла яркую роль в русской культуре на рубеже XIX – XX веков. Ее коллекция положила начало Русскому музею, при ее участии был создан журнал "Мир искусства". Кроме того, она пела в опере. О выставке "Княгиня Мария Тенишева в зеркале Cеребряного века", посвященной 150-летию со дня ее рождения, рассказывают "Новости культуры".

"Лучшего употребления своему состоянию, чем то, что делала Мария Тенишева, я не встречала", – говорила ее подруга Екатерина Святополк-Четвертинская. За одиннадцать лет брака с промышленником, этнографом и социологом Вячеславом Тенишевым княгиня Тенишева издавала журнал "Мир искусств", организовала оформление русского павильона на Всемирной выставке 1900 года в Париже, собрала коллекцию древностей и акварелей, насчитывавшую около одиннадцати тысяч единиц хранения, и создала идейное имение Талашкино. Рерих называл его "художественным гнездом", и птенцов из него вышло не меньше, чем из мамонтовского Абрамцева. Национальный стиль модерн зародился именно там. "У нее был театр в Талашкино. У нас есть занавес в экспозиции. Они ставили спектакли", – рассказывают организаторы выставки.

В Талашкинском театре ставили Чехова, Островского, а также пьесы самой Тенишевой. Обладательница меццо-сопрано, она исполняла главную партию в опере "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях", написанной специально для ее театра.

В Талашкино Стравинский задумал "Весну священную", а Рерих нарисовал эскизы костюмов к балету, вдохновившись мордовскими и марийскими нарядами из этнографической коллекции Тенишевой. Той коллекции хватило, чтобы открыть первый в России музей этнографии и декоративно-прикладного искусства. Образцами, которые хранились именно там, пользовались столярные и вышивальные мастерские Талашкино, художники Рерих, Репин, Врубель, Коровин, Бенуа, Малютин и Серов.

"Мы постарались показать то, что в Москве не видел никто. Рериха из Сергиева Посада привезли, которого только в музее д'Орсе выставляли; шкатулку его из частной колллекции, которую никогда не выставляли, и недавнее приобретение Исторического музея – зеркало по эскизам Тенишевой", – рассказывает куратор выставки Ольга Стругова.

Тенишева не только собирала, покровительстовала и финансировала художественные начинания своего времени. Автор диссертации "Эмали и инкрустации", она преуспела как художник-эмальер. По ее эскизам выполнялись образцы художественной резьбы по дереву – например, рама зеркала в стиле модерн. Вероятно, это зеркало все еще помнит ее отражение.