26.06.2008 | 12:23

Клаудио Аббадо. Музыканты играют для него

Тосканини, Мравинский, Бернстайн, Караян. Почетное место в ряду легендарных дирижеров ХХ века по праву занимает Клаудио Аббадо. Перечислить все "звездные" титулы итальянского маэстро, кажется, невозможно. Верный наследник мировых традиций; мастер, остро чувствующий современность; властитель оркестра, но не тиран; эталон профессионализма и вкуса. Сегодня Клаудио Аббадо исполняется 75 лет. Рассказывают "Новости культуры".

Клаудио Аббадо никогда не любил давать интервью. Поэтому единственные воспоминания о нем написал человек, который ни разу с ним не говорил. Аббадо судился с лже-писателем и выиграл, попутно опровергнув нелепые утверждения о том, что в юности он растягивал слишком короткие для музыканта руки деревянными палками. Гораздо лучше сложились отношения у Клаудио Аббадо с советскими, а затем с российскими журналистами.

"Каждый раз я восхищался его мастерством, его памятью – он ведь все дирижирует наизусть. Его интеллигентностью... Он не диктатор нисколько. Его чувством меры, чувством гармонии. Но, тем не менее, всегда оставался как слушатель холоден", – говорит редактор культуры газеты "Ведомости" Петр Поспелов.

Клаудио Аббадо выступал в Москве в 1999 году. Тогда, после взрыва жилых домов, Аббадо и его музыканты поняли, что москвичам просто необходимо гармонизующее начало.

Берлинский оркестр, которым тогда руководил Аббадо, нередко называют "оркестровой республикой". Музыканты сами выбирают себе руководителя. До того как в оркестр пришел итальянец, долгие годы коллектив возглавлял властный Герберт фон Караян. Буквально через два месяца после смерти Караяна музыканты почти единогласно выбрали Аббадо. Итальянца, но с немецким "рацио" – интеллектуального и темпераментного. Музыканты очень расстроились, когда тот сам попросил уйти в отставку.

Не меньшее разочарование испытали до этого, в 1986 году, оркестранты театра "Ла Скала". "Все его работы с выдающимися певцами сделаны в золотое время. И хорошо, что эти спектакли видела Москва. Потому что они приезжали с Клаудио Аббадо", – отмечает Дмитрий Хворостовский.

В 1974 году Аббадо познакомился с молодыми российскими музыкантами Наталией Гутман и Олегом Каганом. Это случилось на одном из приемов. "Я так и не понимала, где этот Аббадо. А потом меня подводят к мальчишке малозаметному. Это он был", – вспоминает Наталия Гутман. Ей удалось не один раз сыграть с Аббадо.

Семь лет назад их совместные концерты отменились из-за операции дирижера. Навещая маэстро в отеле, Наталия Григорьевна увидела, что весь его номер буквально был завален дисками. Аббадо даже после операции восстанавливался с помощью музыки. Неожиданно для Гутман дирижер предложил ей стать музыкантом нового коллектива – Оркестра Люцернского фестиваля. Она согласилась, и пять лет назад состоялся дебют нового оркестра. Кстати, выступить в нем в качестве вторых скрипок предложили и детям Наталии Григорьевны.

"Я довольно далеко сижу, но при этом ощущение, что он общается именно с тобой. Что вы друг от друга хотите, то именно это ты и хочешь сыграть", – говорит скрипач Александр Каган, сын Наталии Гутман. "Все его любят очень. Все играют для него. А он после первого концерта сказал: "Вы даже не знаете, что вы для меня сделали. Это поможет мне жить дальше"", – продолжает Наталия Гутман.

В этом году Клаудио Аббадо снова собирается выступить в Люцерне. Со своим оркестром.