26.06.2008 | 19:35

История про цыгана, который изменил жизнь страны

Сегодня на Московском Международном кинофестивале последний конкурсный день. В программе – иранская картина "Проще простого", рассказывающая о жизни обычной иранской женщины; болгарская провокационная лента "Дзифт", которую определяют как смесь неонуара и соцреализма; итальянская психологическая драма "Дни и облака". Албанский режиссер Бесник Биша представил картину "Мао Цзэ Дун". Об особенностях современного албанского кинематографа на примере этой ленты рассказывают "Новости культуры".

Выступления на всех фестивальных пресс-конференциях режиссеры сегодня неизменно начинали с футбольной тематики. Албанский кинематографист Бесник Биша как большой поклонник футбола даже изящно сравнил молодую и дерзкую команду России с кинематорафистами 60-х – 70-х, которые стояли у истоков кинематографа "новой волны". Россия, кстати, до сих пор определяет тенденции албанского кинематографа, рассказал режиссер, так как признанные мастера Албании – все выпускники российских ВУЗов.

"В моей новой картине "Мао Цзэ Дун" я рассказываю историю, произошедшую в то время, когда у нас был коммунистический строй. Главные мои герои – представители национальных меньшинств. Они цыгане, сильные духом и непокорные, но даже их сломил тоталитарный режим", – рассказывает Бесник Биша.

Фильм снят по мотивам произведения известного в Албании писателя Бесника Мустафая "Бумажный барабан". Это история о цыгане, которого отец назвал Мао Цзэ Дуном. Мальчик с причудливым именем изменил не только жизнь цыганской общины, но и всей страны, идущей в то время под знаменами коммунизма. Главную роль в картине сыграл Фадил Хаса – популярный театральный актер, звезда комедии. "Если честно, я в начале испугался, у меня еще не было таких серьезных ролей. Но потом понял: у меня есть кое-что, чего не достает многим другим. Мне сейчас 69, и я живой свидетель диктатуры в Албании. Мне не трудно было сыграть человека, который жил при тоталитарном строе", – замечает актер.

Фадилу Хаса пригодился и его комедийный опыт. На первый взгляд, картину "Мао Цзэ Дун" вообще можно принять за комедию. Однако если это комедия, то, безусловно, "черная", наполненная драматическими моментами. Так комментирует свою работу режиссер. По сути, это история свободных людей, которые неосознанно следуют по социалистическому пути, совершенно не понимая, куда и зачем они идут.

Все материалы о Московском кинофестивале>>>