27.06.2008 | 14:25

Гласность во время перестройки

Состав выставки "Гласность/Перестройка", которая открылась в одной из столичных галерей, полностью соответствует ее названию: в экспозиции представлены работы советских художников, созданные или впервые опубликованные в золотые для отечественного искусства годы – на заре Перестройки. Это было время разрушения Берлинской стены и падения железного занавеса, годы великого "русского бума", когда работы наших художников стали пополнять коллекции зарубежных музеев и частные собрания, а их имена зазвучали на престижнейших аукционах. Как выглядело искусство эпохи первого глотка свободы – в репортаже "Новостей культуры".

Сегодняшнему зрителю уже нелегко понять, из-за чего вроде бы вполне политкорректный портрет когда-то мог стать причиной неприятностей для своего автора. Теперь уже гораздо важнее связанные с ним временные ассоциации. Хотя выставка называется "Гласность/Перестройка", началось все, конечно, гораздо раньше.

Директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова комментирует: "Перестройка вывела на свет то, что под водой уже было сложившееся и существовало… С середины 60-х – собственно, с момента разгрома выставки в Манеже начинает складываться андеграунд. В начале 70-х он приобретает абсолютно понятные, ясные контуры".

У немецкого коллекционера Фолькера Диля к советскому андеграунду – давнее личное чувство: "Когда рухнула берлинская стена, я отчетливо осознал, что изменился весь мир, причем драматическим образом… Отразить происходящие в мире политические перемены в это время пыталось только русское искусство. На Западе не было ни одного художника, который бы этим занимался".

Коллекция не претендует на музейную всеохватность, но показывает несколько поколений советского андеграунда. И, кстати, не все работы "направлены на подрыв социалистического строя". Ирония художников уже обратилась и против главных символов общества потребления.