27.06.2008 | 15:56

Новые формы кино на ММКФ

Медиа Форум – самая авангардная программа Московского Международного кинофестиваля. "Познакомить российскую публику с новейшими достижениями в области экранной культуры", - так сами участники форума определяют его цель. Как и в любой официальной фестивальной программе, здесь есть конкурс, фильмы-победители которого станут известны уже сегодня вечером. Впрочем, назвать эти работы "фильмами" сложно. Мультимедийный иллюзион – вместо экранизированной истории, ви-джей – вместо режиссера, полноправный участник интерактивного действа – вместо зрителя. Что такое "медиа-кино" выясняли "Новости культуры".

В этом кино нет сюжета, нет актеров, а иногда нет даже смысла. Коллаж из хаотично смонтированных звуковых и видео фрагментов – это новая экранная культура. Компьютерная графика здесь сочетается с рисованными от руки предметами, электронная музыка – с оркестровой, четкое изображение с размытым. И кажется, чем абсурднее, тем лучше.

Видео-арт в его современном понимании появился лет 20 лет назад, когда техника оказалась на грани фантастики. Создатели этого искусства называют его конкурентом традиционного кинематографа.
Билл Мориссон, медиа-художник из США, заявляет: "Мне скучно традиционное кино. И поверьте, таких как я много. Можно создавать историю с характером и сюжетом, а можно создавать просто эмоцию, впечатление".

Билл Мориссон – американский гуру мультимедийного искусства. Изобрел один из сотни медиа-жанров, соединяет архивные кадры конца XIX века и компьютерные технологии XXI. Признается, что получается бессмысленно, зато эмоционально насыщенно. Главная цель – вызвать у зрителя реакцию, часто нервную- достигается моментально.

В свою очередь кинорежиссер Питер Гринуэй уверен, что эмоции – это главное: "В современном мире должно быть современное кино. Хватит заниматься экранизацией слов, надо показывать эмоции – они нужны людям! Старый кинематограф умер! Поэтому я пришел, чтобы дать вам новое кино".

Питер Гринуэй считает, что кинематограф умер, когда изобрели пульт дистанционного управления – апофеоз пассивного смотрения на экран. Зритель обленился и перестал включаться в игру с режиссером. 10 лет Гринуэй ездит по миру и показывает мульмедийное представление. Свой фильм "Чемоданы Тульса Люпера", сделанный в уникальном кинематографическом стиле. Это представление больше похоже на ожившую живопись, режиссер монтирует в сотый раз – заново, так получается кино после кино. Этот перформанс, а проще сказать – шоу под девизом "кино умерло, да здравствует кино!" благодарно принимается. И тех, кто, как и Гринуэй, навсегда ушел из традиционного кинематографа, уже не сотни, а тысячи.

Кино Питера Гринуэя и его единомышленников – это не кино в привычном понимании. Пленку и белый экран в кинозале они считают изжившими себя. И создают "живое кино" - здесь и сейчас, прямо на глазах у зрителей, используя современные технологии. Это и есть мультимедийное искусство. Кстати, разработки этой творческой лаборатории охотно заимствуют и те, кто работает в традиционных киножанрах.

Нестандартной киноформой когда-то покорил мир датский режиссер Ларс фон Триер. Условность действия, нелогичный монтаж, обрывочное изображение и непрофессиональные актеры. Все как в "живом кино" и видео-арте сегодня. Для конца 1980-х Триер стал гением, который заговорил на новом киноязыке. Но сейчас авангардист Триер по современным меркам снимает уже не авангардное кино. Авангардистами в свое время были и Жан-Люк Годар , и Годфри Реджио. Впрочем, задолго до них предтечами нынешнего "живого кино" были Сергей Эйзенштейн и Дзига Вертов. Они стали классиками кино традиционного, но вот ведь парадокс: фильм Вертова "Киноглаз" - до сих пор учебное пособие для современных киноизобретателей.

Через несколько лет то, что сейчас считается мультимедийным и авангардным кино перестанет быть таковым. И не исключено, что традиционный кинематограф вслед за Гринуэем сам поверит в свою смерть. Хотя сегодняшняя ситуация, когда киноавангард и нарративный кинематограф мирно соседствуют, дает надежду на лучшее.

Все материалы о Московском кинофестивале>>>