27.06.2008 | 23:55

"Космические абстракции" Валентина Окорокова

"Предмет вне предмета" – так называется выставка, которая открылась в столичном выставочном зале в Толмачах. Государственная Третьяковская галерея продолжает знакомить современную публику с творчеством мастеров, забытых или малоизвестных, но, безусловно важных для истории отечественного искусства. Один из них – Валентин Михайлович Окороков. Ученик Владимира Татлина, он перенимал опыт Александра Родченко и Казимира Малевича, а потом сам сформировал своеобразное направление в абстракционизме. Над "космическими абстракциями" он работал всю жизнь – даже тогда, когда это было небезопасно для жизни. По понятным причинам, его работы мало кто видел. Рассказывают "Новости культуры".

"Вещи исчезли, как дым", – писал в начале ХХ века Казимир Малевич. Его последователем стал Валентин Окороков – мастер беспредметной живописи. Фактически, это был единственный художник из первой волны авангарда, который впоследствии оказался в числе авангардистов второй волны. "Он был очень скромным человеком. В последние годы он занимался живописью ночью. Ему негде было жить, он работал истопником и сторожем в Абрамцево у Белютина. Что называется, работал в стол. Он мало показывал работ, и ранние работы – можно даже сказать, что их почти никто не видел", – рассказывает куратор выставки Виктор Шпенглер.

На выставке представлены работы, выполненные в разных техниках. Графика, масло, темпера, коллаж. Портреты Окорокова, скорее, изображали не самого человека, а его ауру. Художник доверял лишь цвету, а не линии. Его автопортрет будто растворяется в беспредметности. "Здесь его эксперименты с фактурами выражены наиболее ярко. Он наклеивал на картон гофрированные куски бумаги, так что складки идут то вертикально, то горизонтально, создавая какую-то игру, фрагментарность, лоскутность некоторую", – поясняет искусствовед Яна Шклярская.

Окороков набил руку на чертежах в Техническом училище. Это стало хорошей базой для конструктивизма в его творчестве. Но после третьего курса он оставил учебу и начал работать в мастерской Владимира Татлина. Начиная с ранних произведений – таких как "Розы в бетоне", – Валентин Окороков все дальше отходил от изображений предметов. В разговорах с друзьями он называл это "внепредметностью", а потом и вовсе увлекся темой Космоса.

Читайте также:
Гамма земного притяжения в Толмачах