29.06.2008 | 15:04

Эксперимент по поиску новых звуковых форм в центре "ДОМ"

Эксперимент и свободная импровизация, вот что объединило тувинскую певицу Саинхо Намчылак и пианиста Сашу Пушкина. Они заняты поиском новых звуковых форм. На этом пути музыкантам помогают традиции тувинского горлового пения, звучание фортепиано и современные шумовые техники. И Саинхо, и Саша Пушкин начинали свой путь в России, но сейчас живут и работают в Европе. Поэтому для столичных любителей "worldmusic" - а музыканты работают именно в этом направлении - их выступление в Москве – настоящий подарок. Рассказывают "Новости культуры".

Саша Пушкин знает, как расширить диапазон звучания рояля с помощью подручных средств. В его руках даже воздушный шарик участвует в звукоизвлечении.

Саша Пушкин, музыкант (Германия): "Если я захожу в супермаркет, купить кастрюлю, например, то рефлекторно, сам за собой замечал, я первым делом приоткрываю крышечку и слушаю, как она звучит".

Свой стиль музыкант называет "экспровизация". Импровизация плюс экспрессия. Музыка, рожденная из состояния Саши Пушкина здесь и сейчас, может звучать как джаз, а может как классика.

Саша Пушкин, музыкант (Германия): "Принцип интуитивно-слуховой, вот это я сейчас на ходу придумал определение, Находясь на сцене, я открываюсь для своей интуиции, для всего звучания".

Без открытости и интуиции не обойтись, когда партнером по импровизации становится тувинская певица Саинхо Намчылак. Не помешает и артистизм. Вот Саинхо поет колыбельную, Саша Пушкин реагирует.

Саинхо - певица с огромным вокальным диапазоном и серьезной музыкальной культурой. Дуэт с Сашей Пушкиным для нее - лаборатория. На сцене клуба "Дом" она ставит эксперимент на сочетаемость темперированного инструмента со свободным, архаичным, почти природным пением.

Саинхо Намчылак, певица (Австрия): "Сегодня у нас очень узко направленная задача: соединить звучание фортепиано с горловым пением гортанными звуками, обрывками мелодий, песней, которая еще не родилась, но где-то здесь витает в воздухе".

Моделью своего эксперимента Саинхо считает Ирму Яунзен. Певицу, которая исполняла народные песни так, что они становились событием для академической музыки. Сама Саинхо пока не связалась с авангардистами, пела в народном ансамбле "Саяны" и училась в аспирантуре Гнесинки. В 89-ом она впервые вышла на сцену с Сергеем Летовым, Аркадием Шилклопером и виниловой пластинкой на голове. Теперь она звезда "world-music", живет в Вене и записывает собственный винил, который обещает непременно привезти в Москву.