29.06.2008 | 15:25

Помощник режиссера. Специальный материал

Интересный режиссерский замысел, талантливая актерская игра, захватывающая пьеса – необходимые, но не исчерпывающие условия для того, чтобы спектакль состоялся. В создании любой театральной постановки принимает участие с десяток специальных служб. А руководит ими помощник режиссера, о громадной работе и ответственности которого зритель, как правило, не задумывается. Что происходит за кулисами во время спектакля, попыталась узнать корреспондент "Новостей культуры".

Уверенный, спокойный голос помощника режиссера, как камертон, по которому выстраивается уровень сегодняшнего спектакля. До прихода зрителя еще больше часа. Это те 60 минут, которые у помощника режиссера расписаны без преувеличения по секундам. За это время необходимо проверить стопроцентную готовность всех служб вплоть до состояния знаменитого Шехтелевского занавеса.

В МХТ дают "Чайку". Спектакль ведет Ольга Рослякова. Ее рабочий день в самом разгаре. Начинается техническая репетиция. Помреж проверяет сложный, выверенный до сантиметров выезд декорации.

Исписанный листок в актерском фойе - ценный документ для помрежа. Это список актеров - тех, кто уже пришел на спектакль. За тридцать минут до начала Ольга Рослякова проверяет явку.

Во время спектакля ее рабочее место за пультом. Все эти рычажки и бесчисленные кнопочки - как пост номер один покидать, который никак нельзя. Всю ответственность за происходящее на сцене после премьеры режиссер - постановщик фактически перекладывает на хрупкие плечи своего помощника.

Редкие кадры – так называемый обмен премудростями. Тот же пульт, только уже на следующий день. В МХТ - "Копенгаген". Любовь Заболонская впервые будет вести этот спектакль. Потому и советуется со своей более опытной коллегой.

Татьяна Межина, помощник режиссера: "Надо паузу почувствовать сразу. Вот эти три ящика. Нужно не прозевать остановку".

Зевать помрежу действительно некогда. Особенно, когда в спектакле столько сложных технических конструкций. Актеры в самом начале действия появляются перед зрителями из-под сцены.

Татьяна Межина, помощник режиссера: "Здесь нельзя выключиться, потому что можно потерять реплику, которую нужно давать - сигнал на перемену ящиков. Очень большое внимание".

Первый самостоятельный спектакль Татьяны Межиной начался с невероятного эпизода. Ей практически пришлось выйти на сцену вместо заболевшей актрисы. Помреж, ведь, как и суфлер знает досконально все реплики. В ее карьере было много курьезных случаев. Но про них она никогда не расскажет. Профессиональная этика и стопроцентная готовность к спектаклю.