30.06.2008 | 11:19

В отсутствие первой премии... Конкурс имени Рихтера завершен

В Москве завершил работу Второй Международный конкурс пианистов имени Святослава Рихтера. Торжественное закрытие состоялось минувшим вечером в Большом зале столичной консерватории. Этот смотр признан одним из самых необычных музыкальных состязаний в новейшей истории. Причин тому много. В частности, известно, что сам Святослав Рихтер конкурсы недолюбливал и на протяжении всей своей грандиозной карьеры лишь дважды согласился принять участие в смотрах. Первый раз – в качестве конкурсанта, второй раз – в составе жюри. Музыкальное соревнование, которое носит его имя, отличается особой демократичностью. Участники сами выбирают программу выступлений, а их возраст ограничивает только нижняя планка – двадцать три года. Об итогах конкурса рассказывают "Новости культуры".

Отзвучали последние звуки Второго конкурса Рихтера. Оценки выставляли в режиме строжайшей секретности. Когда сложили полученные результаты, мэтры, которые не первый раз работают в составе конкурсного жюри, сами удивились. "В этот раз ничего не поняла. Что произошло? Как получилось? Мне непонятно", – признается пианистка, член жюри Бэлла Давидович.

На ночную пресс-конференцию жюри выходило без особенного удовлетворения. Единогласным было лишь решение не присуждать первой премии. По всем остальным пунктам были разногласия. Свобода в выборе программ сделала этот конкурс непохожим ни на какой другой. Жюри выбирало согласно своей творческой индивидуальности. Здесь я чувствовал какое-то экспериментирование. То, что называется "сырые произведения". Но все равно люди пытались что-то сделать, пытались высказаться любой ценой. Мне это нравится", – говорит член жюри Валерий Афанасьев.

"Дается свобода артисту выражать себя в разных стилях, характер показывать", – замечает лауреат второй премии Конкурса имени Рихтера Евгений Божанов (Болгария). В отсутствие первой премии он получил самую престижную награду. Кстати, его возраст был главной интригой конкурса. Считали, что Божанову тридцать один год. Затем поползли слухи, что Евгений, который ко второму туру уже стал основным фаворитом, на десять лет моложе. Если бы это подтвердилось, то его участие в конкурсе оказалось бы под большим сомнением. Однако Божанову исполнилось двадцать четыре года.

Самым пожилым участником конкурса стал 72-летний пианист из Германии Франц-Фридрих Эйхбергер. Своей преданостью музыке он заслужил аплодисменты публики, и приз и восхищение жюри. "Молодые, которые приехали, – я знаю, они все время, постоянно находятся на сцене. И у них гораздо больше куража, чем у тех, у кого есть опыт, но другой возраст", – говорит пианистка Элисо Вирсаладзе.

Еще одним любимцем публики стал слепой музыкант Хвэн Ч'уки. Он родом из Перу, учился музыке в Америке, но его педагогом была русская. Доброжелательный и эрудированный, Хвэн был буквально атакован девушками. Именно ему была предоставлена честь открыть гала-концерт. "То, что жюри не пропустило меня в финал, я считаю абсолютно справедливым. Но этот конкурс меня очень многому научил. И, конечно, важно быть более стабильным", – считает он.

Жюри на этом конкурсе было более чем лояльно. Судьи готовы были простить конкурсантам и провалы памяти, и фальшивые ноты, ссылаясь на то, что Рахманинов в свое время тоже был не безукоризнен. Сложнее оказалось мэтрам смириться с отсутствием нот на столах. В программах звучали малоизвестные сочинения, и их хотелось слушать с нотами в руках. Осталось небольшое чувство неудовлетворения.

Святослав Рихтер после всех похвал в свой адрес, обычно говорил: "Да, были у меня удачными шестнадцать тактов. А все остальное…". На Втором конкурсе удачных тактов было сыграно гораздо больше, но достойного первой премии Святослава Рихтера пока не нашлось.

Все материалы о конкурсе>>>