30.06.2008 | 13:09

В Академии художеств восстанавливают полотна эпохи Возрождения

Уникальные реставрационные работы проходят в Санкт-Петербургской Академии художеств. Специалисты восстанавливают три редчайшие картины эпохи Возрождения: "Святое семейство" и "Вознесение Мадонны" кисти Андреа дель Сарто и "Психею" – копию работы учеников Рафаэля. Эта картина написана одновременно на бумаге и на холсте, поэтому ее реставрация требует совершенно особых методов. Рассказывают "Новости культуры".

Казалось бы, авантюр в таком деле быть не может, но когда Татьяна Рыбакова взялась за реставрацию "Психеи", она не знала, что из этого выйдет. Карандашная копия росписи одной из римских галерей выполнена на тканевой бумаге, которая приклеена к основе из холста. Техника реставрации для живописи категорически не приемлема в графике, однако именно сложный состав полотна защитил его от разрушения. "Гигроскопичность бумаги и ткани разная. Именно поэтому бумага пересушена и на ней не появилась плесень", – рассказывает художник-реставратор Рыбакова Татьяна.

"Психея" – копия с работы учеников Рафаэля – уже собрала четыре специальных совета Академии Художеств. По результатам нынешней реставрации Татьяна Рыбакова готова даже написать пособие для своих коллег. Ведь рисунок, который буквально рассыпался в порошок, пересадили с одного холста на другой, и этот опыт уникален.

Одновременно в мастерских Академии реставрируют еще две картины – копии с оригиналов Андреа дель Сарто. Этот художник в мастерстве не уступал Рафаэлю, но оказался в тени великого мастера. Копия его "Святого семейства" попала в Академию из коллекции Татищева, а картину "Вознесение Мадонны" подарил музею император Николай Первый. "Они прошли несколько реставраций в разных музеях. Было много реставрационных вмешательств поздних", – говорит заведующий отделом реставрации научно-исследовательского музея Российской Академии художеств Сергей Грива.

Реставрацию картин закончат к ноябрю, когда будут с размахом отмечать 525-й день рождения Рафаэля – "Великого Учителя", как говорят в Академии. Ведь изучение творчества мастера эпохи Возрождения обязательно для будущих живописцев, граверов и скульпторов.