01.07.2008 | 11:19

"Миграция" в художественно-пластической трактовке

Сегодня в Москве открывается Первая международная биеннале молодого искусства "Стой! Кто идет?". Этот проект вырос из одноименного фестиваля, который впервые прошел в столице шесть лет назад. Тогда кураторы жаловались на нехватку ярких молодых имен. Теперь ситуация изменилась. В программе биеннале – семьдесят восемь выставок, которые представляют творчество почти пятисот начинающих художников из двадцати трех стран. На одной из фестивальных площадок, в Музее современного искусства, готовится выставочный проект под названием "Миграция". Рассказывают "Новости культуры".

Тема миграции оказалась востребованной и, главное, широкой. В рамках проекта можно увидеть символическую надпись "Россия" на китайском языке, выполненную художником Дамиром Антикаевым. Дарья Усова сделала из журнальных статей серию коллажей "Город". Кураторы намеренно стремились избежать политической трактовки темы "Миграция". "Направить на рассмотрение термина "миграция" как художественного, пластического. Миграция между техниками, способами, видами искусства", – поясняет куратор проекта Сергей Ерков.

С этой точки зрения, на выставках представлены самые разные виды миграций. Безусловными лидерами стали инсталляции. Центральнвый объект получил название "Чемодан – вокзал – Россия". Автор Анна Жернакова отталкивалась от мысли Льюиса Кэрролла. "Что остается от банки варенья, что остается от человека... Инсталляция посвящена эмигрантам. Когда люди эмигрируют, они берут минимум – только чемодан. Увозят свои мысли, то, что внутри", – говорит Анна. Таким образом, банки в инсталляции – это аллегорический символ людей, а надписи – это ответы реальных эмигрантов на вопросы о смысле эмиграции, о мечтах и ожиданиях. Эти вопросы Анна Жернакова задавала по Интернету.

Похожие настроения можно найти в инсталляции под названием "Город". Она представляет лондонский дворик, подсмотренный Галиной Емелиной. А вот Мария Иванова и Ольга Багманова – дизайнеры одежды и обуви – выбрали другой взгляд на миграцию. "Мы подумали, что мы – две девушки. Должно быть что-то мягкое, женское. Подушки", – поясняет Ольга Багманова. Сорок подушек, оформленных на тему "Лица из снов". В их объекте есть и вышивка, и принт на ткани, и даже хрусталь "Сваровски". "Если вчера вечером на меня давила реклама, снилась мне – в Москве много рекламы, – это все на этой подушке. А вот, например, вчера я была в Большом театре. Моя подушка в виде пачки с фотографией Карсавиной", – показывает Мария Иванова.

Мягкости подушечной темы противостоит фотоинсталляция "Классики". Это игра слов: портреты классиков Достоевского, Толстого стали клеточками в детской игре. Сами фотографии были сделаны в школе Беслана, где автор инсталляции Максим Сорокин работал по программе психологической реабилитации.

Международная сторона "Миграции" представлена работой кубинки Надежды Инды Гонсалес. На родине у нее уже было много выставок, в том числе и персональных, а в России это первая. "Здесь две серии: личные архивы и иконы. Это шелкография. Основой для коллажей стали фотографии моего отца", – рассказывает автор.