01.07.2008 | 12:18

Алексей Козлов – джазмен с рок-прошлым и рок-настоящим

"Рок глазами джазмена" – так назвал свою книгу Алексей Козлов. Как пишет сам автор, его труд рассчитан на интеллигентного человека без музыкального образования, открытого для новых знаний и... доброжелательного. О том, что заставило известного джазмена посвятить несколько лет жизни изучению "смежного" музыкального направления, а также – каким видится Алексею Козлову прошлое и настоящее рок-музыки, рассказывают "Новости культуры".

Рок умер и списан в музей – в этом глубоко убежден Алексей Козлов. Рок-культура перестала быть возмутительницей спокойствия. "Она существует как музейное явление. Просто старые звезды выступают, хотя никакой ценности, кроме музейной, они не представляют", – убежден музыкант. Во всем виновато чувство протеста, ведь его просто не стало, уверен Козлов. Между тем, именно оно изначально было движущей силой рок-истории.

Рок-музыка пришла в Советский Союз вместе с появлением виниловых пластинок "Beatles". В стране тогда даже появилась пословица: "Тот, кто любит "Beatles", плохим человеком быть не может". Тем не менее, это не спасало патлатых поклонников группы от отлова и насильственного привода в парикмахерские. А музыканты, играющие рок, подвергались гонениям. Алексей Козлов тоже не избежал этой участи. На обложке книги можно увидеть фотографию тех времен. "Взгляд – смотрите какой – упертого человека, который знает, что было. Полная безнадежность. Никакой перспективы никто не видел в то время", – вспоминает Козлов.

Тем не менее, в полуподполье рок-группы начали появляться и в Союзе. Виктор Цой, Борис Гребенщиков, Александр Башлачев, Сергей Курехин, Юрий Шевчук – их выгоняли из институтов, они работали сторожами и дворниками. Общим для них было чувство протеста. По мнению Алексея Козлова, эта социальная характеристика – главная в определении рок-музыки. "Вот так давать определение: рок – это такой-то набор инструментов, это такая-то манера поведения и прическа – это было бы неправильно. Я считаю, что основным параметром является все-таки чувство протеста, несогласия, нонконформизм. Это желание сделать по-своему, причем из чистых побуждений, из внутренних каких-то механизмов, встроенных в некоторую, небольшую часть молодежи", – счиатет Алексей Козлов.

Однако джазмен с рок-прошлым и рок-настоящим Алексей Козлов считает себя музыкантом, в котором по-прежнему сильно внутреннее диссидентство. "А куда от него денешься? Да вы что, конечно?" – добавляет он.